Вкусы меняются к лучшему. Самые популярные автомобили в России за 5 лет
Пять лет назад на российском рынке было продано чуть более 2,65 млн новых автомобилей. В этом году будет примерно 1,6 млн — на 40% меньше. Рынок меняется, меняются и предпочтения потребителей. Как оказывается, в лучшую сторону
Читать на полной версииВ 2011 году российский автомобильный рынок окончательно оправился от кризиса 2008-2009 годов. Продажи растут, хотя, конечно, не такими высокими темпами, как до обвала рынка, но тем не менее прирост более чем приличный. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по сравнению с 2010 годом сбыт новых легковых и легких коммерческих автомобилей вырос на 39%.
Изменились и предпочтения россиян по моделям. Наконец был сломлен тренд кризисных и посткризисных лет, и устаревшая морально, технически и внешне Lada 2105/07 перестала быть самым популярным автомобилем в России. На ее место, впрочем, пришла также не самая совершенная, но все-таки более современная модель «АвтоВАЗа» — Lada Kalina. В 2011 году в нашей стране было продано 142 930 этих моделей. Если брать рынок в целом, то в топ-10 самых востребованных машин в России в 2011 году попали пять моделей российского автогиганта.
Изменилась ситуация и в рейтинге наиболее востребованных иномарок. Бессменный лидер Ford Focus, который многие годы становится самым популярным в гольф-классе и в целом на рынке зарубежных моделей, уступил первое место модели компактного класса — Hyundai Solaris. Этот автомобиль, который начали выпускать на заводе корейской компании под Санкт-Петербургом, буквально взорвал рынок и выбился на первое место среди иномарок менее чем за год после начала продаж. Всего в 2011 году в России было продано 97 243 «Соляриса». Машина брала относительно низкой ценой, достойным качеством, динамическими характеристиками и, конечно же, современным дизайном.
В целом можно отметить, что в 2011 году в рейтинг иномарок входили в основном компактные модели вроде Solaris, Renault Logan, Daewoo Nexia, но в топ-10 также попали Opel Astra, Chevrolet Lacetti и Skoda Octavia.
2012 год
В 2012 году рост на российском рынке замедлился. Было реализовано 2,93 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 11% больше, чем в 2011 году. Но 2012-й стал пиковым — после этого продажи на российском рынке начали падать год от года.
Сменилась и самая популярная модель. Производитель, правда, остался прежний — «АвтоВАЗ». В 2012 году, по данным АЕБ, лидером сбыта стала Lada Priora, видимо, благодаря легким изменениям в дизайне, добалению новых опций и модернизации мотора. Всего за период с января по декабрь эту модель предпочли 125 951 россиянин. А вот Kalina скатилась на третью строчку, уступив своему соплатформеннику Lada Granta. Это детище «АвтоВАЗа», которое получило звание самого доступного отечественного автомобиля, заняло вторую строчку рейтинга продаж.
В списке самых популярных моделей зарубежных автопроизводителей ситуация практически не изменилась. Лидером рынка в 2012 году остался Hyundai Solaris, которому удалось подняться на строчку вверх и в общем рейтинге продаж, обойдя семейство Lada Samara.
Прорыв года — Kia Rio нового поколения, который появился немного позже, чем Solaris, но делит с ним базу и техническую начинку. Rio получил более строгий дизайн и богатую комплектацию, а как следствие и более высокую стартовую цену. Тем не менее модель стала третьей по популярности в России — сразу за Ford Focus, который, хоть и с трудом, но удержал вторую позицию.
Также среди изменений в топ-10 иномарок — новая модель гольф-класса Chevrolet Cruze, которая пришла на смену востребованному ранее Lacetti.
2013 год
Первые звоночки начинающегося спада на автомобильном рынке России: продажи в 2013 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), упали на 5% и составили 2,77 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей.
Тем не менее тенденция к обновлению автопарка страны в пользу иномарок продолжается. На первой строчке — по-прежнему продукт «АвтоВАЗа», и снова лидер сменился: теперь это Lada Granta. Зато в топ-10 общего рейтинга продаж вошли все три модели российского автогиганта, но Kalina и Priora опустились на 6 и 8 места соответственно, уступив позиции зарубежным моделям. На девятой строчке, впрочем, затесалась еще одна модель с логотипом Lada — универсал Largus. Но так как это модель Renault, только с российским логотипом и без существенных внешних изменений, мы ее пока учитывать не будем, хотя для «АвтоВАЗа» в частности и для автомобильной промышленности в целом, появление подобной модели — очевидный плюс. Как и полный уход с рынка семейства Samara.
В рейтинге иномарок лидер не меняется — Hyundai Solaris уже занимает второе место в общей статистике продаж. Третий и номер два среди иномарок — это соплатформенный Kia Rio. А вот сенсация 2013 года: первый кроссовер, который попал в ТОП-5 самых популярных моделей в целом на рынке — Renault Duster. Благодаря низкой цене и высоким потребительским свойствам машина мгновенно стала набирать популярность с момента выхода и достигла таких высот к 2013 году, когда было продано 83 702 этих кроссовера.
Еще один прорыв года — Nissan Qashqai. Тоже кроссовер, при этом более дорогой. Но несмотря на это, модель смогла войти в десятку самых популярных иномарок, реализованных в России в 2013 году.
2014 год
Переломный момент для российского авторынка, да и в целом для экономике — падение курса рубля и повышение цен на автомобили. Результат мог бы быть и хуже, однако потребители рванули в дилерские центры до резкого скачка цен в конце года, чтобы приобрести машины на прежних условиях. В результате падение сбыта в 2014 году составило только 10,3%, а всего в стране было реализовано 2,49 млн новых машин.
В предпочтениях россиян принципиально в этом году ничего не изменилось. На первом месте идет Lada Granta с приличным отрывом от Hyundai Solaris. Набирает популярность Lada Kalina — разумеется, уже нового поколения. Во всяком случае в «АвтоВАЗе» это называют сменой поколений. Также растет спрос на универсал Lada Largus. При всей нелюбви россиян к такому типу кузова, благодаря низкой цене и качеству Renault модель стала шестой по популярности в общем рейтинге продаж.
В списке самых популярных иномарок лидерство удерживает Hyundai Solaris. А вот прорывом года можно считать прямого конкурента корейской модели — японский седан Nissan Almera, который, кстати, попал и в топ-10 самых популярных моделей России в общем рейтинге. Это тоже модель компактного класса — она построена на базе все того же Renault Logan. Вот только машина получила ряд серьезных доработок и невероятно просторный второй ряд. Для сравнения, по запасу пространства для ног задних пассажиров Almera может поспорить с машинами более высокого класса, вплоть до бизнеса. Единственное, что считается в модели не очень удачным, — это дизайн.
Еще одна знаковая модель, которая вошла в топ-10 самых популярных иномарок, — Toyota RAV4. Мягко говоря, не самый дешевый кроссовер среднего класса. А вот Qashqai из этого списка вышел.
2015 год
В этом году цены на машины подскочили на 15-30% в зависимости от класса и производителя. Разумеется, такой рост цен привел к падению продаж на российском рынке. По итогам 11 месяцев года сбыт сократился почти на 35%, и последний месяц особых надежд не вселяет. Так, в ноябре спад составил более 42%. Дело в том, что в начале осени ряд автопроизводителей снова поднял цены,а доллар и евро продолжают расти по отношению к рублю. Значит, стоит ждать и дальнейшего повышения цен.
Зато есть вероятность, что впервые в истории самым популярным автомобилем в нашей стране станет не отечественная машина, а иномарка — Hyundai Solaris после модернизации. С лета этого года корейская модель обходила по объемам продаж Lada Granta. Пока Granta впереди, но разница — всего 2 тысячи машин, и декабрь может вывести Solaris в безусловные лидеры. Дело в том, что ежемесячно Solaris прибавляет примерно столько же, так что шансы очень высоки.
В рейтинге иномарок — практически без изменений. Kia Rio уверенно идет за Hyundai Solaris. Улучшил свои позиции и прямой конкурент этих моделей Volkswagen Polo, который стоит на третьей строчке. Неплохие результаты демонстрирует и Renault Duster.
Однако прорывом 2015 года можно назвать Toyota Camry. Эта модель всегда была лидером сегмента бизнес-седанов в России и занимала высокие позиции. Но в кризис попасть в десятку самых популярных иномарок крайне не просто. Но Toyota, благодаря обновлению и выводу более доступной модификации, это удалось.
Таким образом можно констатировать, что за последние пять лет вкусы и предпочтения россиян изменились к лучшему: от старых российских моделей и старых иномарок вроде Daewoo Nexia мы все активнее пересаживаемся пусть и на не очень дорогие, но зарубежные модели, сделанные в России. И здесь уже не только компактные седаны, но и кроссоверы и даже модели бизнес-класса. Так держать!