Постмодернизм «Звездных войн», смущенный Хрущев и клоунада по Достоевскому. Афиша выходных 19-20 декабря
События, которые вы долго ждали
Читать на полной версииВ предстоящие выходные пройдет традиционная ярмарка журнала Seasons и «Ламбада-маркет» в «Цветном». На Пушкинской площади стартуют «Зимние дни уличных театров». В Большом театре — уникальная постановка оперы Генделя «Роделинда», в Театре Наций — премьера трагической клоунады по роману Достоевского «Идиот» с Ингеборгой Дапкунайте. В Центре фотографии имени братьев Люмьер работает фотовыставка Михаила Савина «Зима будет холодной», в Мультимедиа Арт Музее открывается экспозиция, посвященная эпохе дефицита, а в прокат выходят долгожданные новые «Звездные войны».
ПРОГУЛКИ
Предновогодние ярмарки вышли на финишную прямую.
Самая симпатичная в эти выходные проходит в саду «Эрмитаж». Маркет по традиции устраивает журнал Seasons, у них всегда получается очень нарядно. Ярмарка работает с 12:00 до 20:00 в субботу и воскресенье, вход платный и обойдется в 400 рублей.
На Пушкинской площади в субботу стартуют «Зимние дни уличных театров». Участвуют четыре группы, которых активные москвичи уже наверняка видели на катках и в парках. Будет команда Popolo с оркестром Дедов Морозов и труппа «Огненные люди» в костюмах фьеков: выглядят они как светящиеся изнутри снежные беляши, очень симпатичные, вызывающие неизменный ажиотаж для фотографирования. Первое представление на Пушкинской — в субботу, 18:00. Посмотреть можно каждый день до конца зимних каникул — 10 января.
В «Цветном» — суперпопулярная у пост-хипстеров ярмарка «Ламбада-маркет»: традиционно все самое модное из нового.
Для тех, кого тянет к старине, — антикварная барахолка на Даниловском. В честь праздника ее сделали нарядной: в свете гирлянд выглядит чудесно даже с улицы. Вход на оба мероприятия свободный, но нужно брать наличные.
ТЕАТР
В Большом театре на новой сцене представляют оперу Генделя «Роделинда».
Действие разворачивается в Милане времен Муссолини.
Визуально это почти Феллини: сцена разбита двумя перегородками, которые образуют три помещения. Актеры хлопают дверьми и почти никогда не уходят из поля зрения зрителя. Постановка шла в Лондоне с большим успехом.
Джон Берриарт-директор Английской национальной оперы«В этой опере семь действующих лиц, которые постоянно находятся вместе в тесном взаимодействии. Между ними возникают напряженные отношения, полные любви, страсти, предательства, политических амбиций. История разворачивается в Италии конца 40-х, но это мог быть любой другой острый исторический период. В декорациях три комнаты, и даже когда мы следим за героями в одной комнате, мы неизбежно видим и то, что происходит в другой. Это рождает неповторимый кинематографический эффект».
Генделя в Большом ставят крайне редко — фактически это второй раз. Первый был 35 лет назад: в 1979 году в театре представляли «Юлия Цезаря в Египте».
Наталья Викторовамузыковед«Джон Берри говорил об актуальности постановки, о том, что это перенесено в XX век. Но как это все сочетается даже с инструментами оркестра! У оркестра, например, клавесин — инструмент эпохи Генделя. Как все это сочетается с костюмами, с постановкой! Это интересно с точки зрения сегодняшнего дня, поскольку, действительно, политика — дело тонкое, и вот как она вершилась тогда, как она вершится сейчас, какие можно провести параллели».
Директор Большого Владимир Урин говорит, что делать совместные постановки с иностранцами стало не сложнее, чем раньше. Внешняя политика, конечно, сказывается, но дело не в санкциях, а в отдельных людях, которые по своим соображениям не хотят сотрудничать с Россией. Но их единицы, объясняет Урин.
Владимир Уриндиректор Большого театра«Это никогда легко не делается, потому что всегда есть вопросы не только экономические, а это прежде всего вопросы творческие. В чем интерес у Большого театра в такого рода контактах? Это, конечно, возможность почувствовать. Англичане как никто понимают и чувствуют, что такое Гендель. И количество постановок: для нас это редчайший случай, а у них каждый год обязательно одно произведение, но точно ставят, и опыт «Роделинды» у них невероятный. Поэтому нам было чрезвычайно важно попробовать именно в копродукции совместно сделать этот проект».
«Роделинда» на Новой сцене Большого сравнительно доступна: билеты можно достать за 2500 рублей. Спектакль идет с 19 декабря. Подробнее на сайте.
«Идиот» в Театре Наций.
На малой сцене представляют новую трактовку Достоевского. В роли князя Мышкина — Ингеборга Дапкунайте.
От Достоевского там одно название — это клоунада, почти как в цирке. Мышкин, Настасья Филипповна и Рогожин превращены в условные маски: белый, черный, красный клоун. Кроме Дапкунайте все роли играют мужчины, но в таком контексте это уже и не важно. На лицах грим, Настасья Филипповна и Рогожин почти не говорят: в 30 минутах, показанных прессе, они, как и Мышкин-Дапкунайте, в основном гримасничают и пищат.
Ингеборга Дапкунайтеактриса«Мне очень трудно рассказывать, какой он, потому что я себя со стороны не вижу. У нас была достаточно сплоченная работа: Достоевский нас вдохновлял, можно так сказать, а Максим нас вел».
Имя Максима Диденко работает как приманка для столичных театралов. На его счету — «Хармс. Мыр» в «Гоголь-центре» и «Конармия» с «брусникинцами». И то, и другое — заметные в прошлом сезоне премьеры.
Режиссер объяснил, что идея клоунского «Идиота» пришла ему в отпуске.
Максим Диденкорежиссер«Никто не знает, какие они — герои Достоевского. Каждый человек представляет своих героев, когда читает роман. Для меня максимально убедительное воплощение их выглядит так. Люди, которые хотят чего-то традиционного, будут возмущены или разочарованы. Но мне кажется, что случай клоунады — это тоже хорошо. Это ведь не оставит вас равнодушным в любом случае, а для меня это чрезвычайно важно».
Это спектакль — визуальный и поэтический, на крутящейся белой сцене — эффектные проекции. Сюжетные линии показывают в основном через образы. Тем, кто забыл, напомнят в программке.
Ирина Алпатоваредактор портала «Лучший из миров»«Это эксперимент. А почему нет? Мы ведь всегда смотрим на этот роман как на великую трагедию, а в нем много не то что комических, но ситуаций, которые можно решить только в жанре трагической клоунады. Они иногда по-человечески непонятны и спонтанны. И это свойство человеческой психики, которое приводит иногда не к тем результатам, к которым хотелось бы, возможно сделать именно в таком формате».
Билеты пока есть и стоят от 1500 до 6000 рублей. Подробнее на сайте.
ВЫСТАВКИ
В Центре фотографии имени братьев Люмьер выставка «Зима будет холодной».
На одном из снимков непартийного фотографа «Огонька» Михаила Савина, чью персональную выставку представляет Центр фотографии имени братьев Люмьер, запечатлен смущенный Никита Хрущев, здоровающийся с Жаклин Кеннеди. Экспозиция называется «Зима будет холодной» — отсылка к словам президента Кеннеди после встречи в июне 1961 года, когда они с Хрущевым не смогли разрешить ни берлинский кризис, ни вопросы разоружения. Спустя всего два месяца Германию разделила стена.
Интереснее всего на выставке, впрочем, зарисовки, которые Савин делал во время командировок в Вене, Париже и Бордо. В морозном воздухе Европы через савинский объектив видны огни Елисейских полей, газетчики и модницы в «Галерее Лафайет». 60 ручных отпечатков и, по доброй традиции центра, очень любопытная кинохроника.
Подробнее на сайте.
В ММАМ выставка, посвященная эпохе дефицита.
В Мультимедиа Арт Музее, у которого, кстати, на носу 20-летие, по настроению то же время, что и на выставке Савина, только по другую сторону занавеса — выставка «Отоваренная мечта», посвященная дефициту.
Альтернативой отлично может послужить экспозиция, посвященная искусству коллекционирования. Здесь же, на Остоженке, в фокусе — арт-собрание мецената-издателя Пьера Броше. Обе выставки открываются на этой неделе и работают до конца января — можно отложить поход на зимние каникулы.
Подробнее на сайте.
КИНО
В прокате новые «Звездные войны» — седьмая часть знаменитой космической саги с новыми и старыми героями.
События разворачиваются через 30 лет после гибели Дарта Вейдера.
Вокруг новых «Звездных войн» столько информационных поводов, что не знаешь, за что хвататься: чрезмерная маркетинговая активность нового хозяина франшизы — студии Disney, купившей киновселенную за 4 с лишним миллиарда долларов, миллиардные же обороты в товарах с фирменной символикой. Однако превратил сериал в кассовый аппарат его культовый статус. Сегодня даже аватарки в Facebook, чуть ли не главный показатель гражданской позиции, раскрасили лазерные мечи.
Александр Голубчиковглавный редактор портала Filmz.ru«В этом фильме гораздо больше повторений и отсылок, попыток угодить фанатам, нежели рассказа новой истории и того, зачем зритель приходит в кино, — удивляться. Для меня как человека, неплохо знакомого с киновселенной «Звездных войн», этого самого удивления, за которым я пришел в кино, не было. Где-то поменяли знаки с минуса на плюс, мальчики поменялись на девочек, а в остальном ничего нового этот фильм не привнес».
Но каждому поколению — свои «Звездные войны». Именно такая задача стояла, очевидно, и у режиссера Джей Джей Абрамса, который фактически перезапустил франшизу — без споров с предыдущими частями и попыток перемудрить Джорджа Лукаса, внимательно к фанатам и дружелюбно к тем, кто кино о джедаях никогда не смотрел.
Кинокритик Никита Карцев отмечает тонкий юмор, с которым режиссер подошел к созданию картины.
Никита Карцевкинокритик«Какие-то важные сюжетные повороты предыдущих частей там, возможно, повторены в чуть большем масштабе. Но при этом это не выглядит каким-то эпигонством или беспомощностью. Наоборот, Абрамс совершенно точно понимает, что ему недоступна эпичность предыдущих эпизодов, особенно четвертого, пятого и шестого, которые появились первыми. Он изумительно использует, во-первых, тонкий юмор, при этом не уходя в совсем уж глубокий постмодернизм, но слегка его захватывая и используя только во благо, не переигрывая с ним».
Продолжение следует: Disney еще три года назад анонсировал новую трилогию, а может быть, даже десятый, одиннадцатый и двенадцатый фильмы. Бюджет этой части неизвестен, но сборы наверняка будут рекордными. «Звездные войны» безотказно работают как отличный печатный станок. Грех останавливать, и да пребудет с нами сила.