В предстоящие выходные пройдет традиционная ярмарка журнала Seasons и «Ламбада-маркет» в «Цветном». На Пушкинской площади стартуют «Зимние дни уличных театров». В Большом театре — уникальная постановка оперы Генделя «Роделинда», в Театре Наций — премьера трагической клоунады по роману Достоевского «Идиот» с Ингеборгой Дапкунайте. В Центре фотографии имени братьев Люмьер работает фотовыставка Михаила Савина «Зима будет холодной», в Мультимедиа Арт Музее открывается экспозиция, посвященная эпохе дефицита, а в прокат выходят долгожданные новые «Звездные войны».

Спектакль «Идиот». Фото: Ирина Полярная, пресс-служба Театра Наций

ПРОГУЛКИ

Предновогодние ярмарки вышли на финишную прямую.

Ярмарка Seasons. Фото: PR-служба Seasons Project

Самая симпатичная в эти выходные проходит в саду «Эрмитаж». Маркет по традиции устраивает журнал Seasons, у них всегда получается очень нарядно. Ярмарка работает с 12:00 до 20:00 в субботу и воскресенье, вход платный и обойдется в 400 рублей.

На Пушкинской площади в субботу стартуют «Зимние дни уличных театров». Участвуют четыре группы, которых активные москвичи уже наверняка видели на катках и в парках. Будет команда Popolo с оркестром Дедов Морозов и труппа «Огненные люди» в костюмах фьеков: выглядят они как светящиеся изнутри снежные беляши, очень симпатичные, вызывающие неизменный ажиотаж для фотографирования. Первое представление на Пушкинской — в субботу, 18:00. Посмотреть можно каждый день до конца зимних каникул — 10 января.

Фото: «Ламбада-маркет»

В «Цветном» — суперпопулярная у пост-хипстеров ярмарка «Ламбада-маркет»: традиционно все самое модное из нового.

Для тех, кого тянет к старине, — антикварная барахолка на Даниловском. В честь праздника ее сделали нарядной: в свете гирлянд выглядит чудесно даже с улицы. Вход на оба мероприятия свободный, но нужно брать наличные.

ТЕАТР

В Большом театре на новой сцене представляют оперу Генделя «Роделинда».

Действие разворачивается в Милане времен Муссолини.

Генеральная репетиция оперы Генделя «Роделинда» на Новой сцене Большого театра. Фото: Александр Куров/ТАСС

Визуально это почти Феллини: сцена разбита двумя перегородками, которые образуют три помещения. Актеры хлопают дверьми и почти никогда не уходят из поля зрения зрителя. Постановка шла в Лондоне с большим успехом.

Джон Берриарт-директор Английской национальной оперы«В этой опере семь действующих лиц, которые постоянно находятся вместе в тесном взаимодействии. Между ними возникают напряженные отношения, полные любви, страсти, предательства, политических амбиций. История разворачивается в Италии конца 40-х, но это мог быть любой другой острый исторический период. В декорациях три комнаты, и даже когда мы следим за героями в одной комнате, мы неизбежно видим и то, что происходит в другой. Это рождает неповторимый кинематографический эффект».

Генделя в Большом ставят крайне редко — фактически это второй раз. Первый был 35 лет назад: в 1979 году в театре представляли «Юлия Цезаря в Египте».

Наталья Викторовамузыковед«Джон Берри говорил об актуальности постановки, о том, что это перенесено в XX век. Но как это все сочетается даже с инструментами оркестра! У оркестра, например, клавесин — инструмент эпохи Генделя. Как все это сочетается с костюмами, с постановкой! Это интересно с точки зрения сегодняшнего дня, поскольку, действительно, политика — дело тонкое, и вот как она вершилась тогда, как она вершится сейчас, какие можно провести параллели».

Директор Большого Владимир Урин говорит, что делать совместные постановки с иностранцами стало не сложнее, чем раньше. Внешняя политика, конечно, сказывается, но дело не в санкциях, а в отдельных людях, которые по своим соображениям не хотят сотрудничать с Россией. Но их единицы, объясняет Урин.

Владимир Уриндиректор Большого театра«Это никогда легко не делается, потому что всегда есть вопросы не только экономические, а это прежде всего вопросы творческие. В чем интерес у Большого театра в такого рода контактах? Это, конечно, возможность почувствовать. Англичане как никто понимают и чувствуют, что такое Гендель. И количество постановок: для нас это редчайший случай, а у них каждый год обязательно одно произведение, но точно ставят, и опыт «Роделинды» у них невероятный. Поэтому нам было чрезвычайно важно попробовать именно в копродукции совместно сделать этот проект».

«Роделинда» на Новой сцене Большого сравнительно доступна: билеты можно достать за 2500 рублей. Спектакль идет с 19 декабря. Подробнее на сайте.

«Идиот» в Театре Наций.

На малой сцене представляют новую трактовку Достоевского. В роли князя Мышкина — Ингеборга Дапкунайте.

Спектакль «Идиот». Фото: Ирина Полярная, пресс-служба Театра Наций

От Достоевского там одно название — это клоунада, почти как в цирке. Мышкин, Настасья Филипповна и Рогожин превращены в условные маски: белый, черный, красный клоун. Кроме Дапкунайте все роли играют мужчины, но в таком контексте это уже и не важно. На лицах грим, Настасья Филипповна и Рогожин почти не говорят: в 30 минутах, показанных прессе, они, как и Мышкин-Дапкунайте, в основном гримасничают и пищат.

Ингеборга Дапкунайтеактриса«Мне очень трудно рассказывать, какой он, потому что я себя со стороны не вижу. У нас была достаточно сплоченная работа: Достоевский нас вдохновлял, можно так сказать, а Максим нас вел».

Имя Максима Диденко работает как приманка для столичных театралов. На его счету — «Хармс. Мыр» в «Гоголь-центре» и «Конармия» с «брусникинцами». И то, и другое — заметные в прошлом сезоне премьеры.

Спектакль «Идиот». Фото: Ирина Полярная, пресс-служба Театра Наций

Режиссер объяснил, что идея клоунского «Идиота» пришла ему в отпуске.

Максим Диденкорежиссер«Никто не знает, какие они — герои Достоевского. Каждый человек представляет своих героев, когда читает роман. Для меня максимально убедительное воплощение их выглядит так. Люди, которые хотят чего-то традиционного, будут возмущены или разочарованы. Но мне кажется, что случай клоунады — это тоже хорошо. Это ведь не оставит вас равнодушным в любом случае, а для меня это чрезвычайно важно».

Это спектакль — визуальный и поэтический, на крутящейся белой сцене — эффектные проекции. Сюжетные линии показывают в основном через образы. Тем, кто забыл, напомнят в программке.

Ирина Алпатоваредактор портала «Лучший из миров»«Это эксперимент. А почему нет? Мы ведь всегда смотрим на этот роман как на великую трагедию, а в нем много не то что комических, но ситуаций, которые можно решить только в жанре трагической клоунады. Они иногда по-человечески непонятны и спонтанны. И это свойство человеческой психики, которое приводит иногда не к тем результатам, к которым хотелось бы, возможно сделать именно в таком формате».

Билеты пока есть и стоят от 1500 до 6000 рублей. Подробнее на сайте.

ВЫСТАВКИ

В Центре фотографии имени братьев Люмьер выставка «Зима будет холодной».

Михаил Савин. Н.С. Хрущев и Ж. Кеннеди в Вене. 1961. Фото: Пресс-служба Центра фотографии имени братьев Люмьер

На одном из снимков непартийного фотографа «Огонька» Михаила Савина, чью персональную выставку представляет Центр фотографии имени братьев Люмьер, запечатлен смущенный Никита Хрущев, здоровающийся с Жаклин Кеннеди. Экспозиция называется «Зима будет холодной» — отсылка к словам президента Кеннеди после встречи в июне 1961 года, когда они с Хрущевым не смогли разрешить ни берлинский кризис, ни вопросы разоружения. Спустя всего два месяца Германию разделила стена.

Михаил Савин. Полиция Марселя сдерживает толпу приветствующих советскую делегацию. 1960. Фото: Пресс-служба Центра фотографии имени братьев Люмьер

Интереснее всего на выставке, впрочем, зарисовки, которые Савин делал во время командировок в Вене, Париже и Бордо. В морозном воздухе Европы через савинский объектив видны огни Елисейских полей, газетчики и модницы в «Галерее Лафайет». 60 ручных отпечатков и, по доброй традиции центра, очень любопытная кинохроника.

Подробнее на сайте.

В ММАМ выставка, посвященная эпохе дефицита.

Сигидин А. Ожидание. Украинская ССР, г. Днепропетровск. 1980-е. Фото: Пресс-служба ММАМ

В Мультимедиа Арт Музее, у которого, кстати, на носу 20-летие, по настроению то же время, что и на выставке Савина, только по другую сторону занавеса — выставка «Отоваренная мечта», посвященная дефициту.

Александр Абаза. «Завезли...» Анадырь. 1985. Фото: Пресс-служба ММАМ

Альтернативой отлично может послужить экспозиция, посвященная искусству коллекционирования. Здесь же, на Остоженке, в фокусе — арт-собрание мецената-издателя Пьера Броше. Обе выставки открываются на этой неделе и работают до конца января — можно отложить поход на зимние каникулы.

Подробнее на сайте.

КИНО

В прокате новые «Звездные войны» — седьмая часть знаменитой космической саги с новыми и старыми героями.

События разворачиваются через 30 лет после гибели Дарта Вейдера.

Кадр из фильма «Звездные войны: Пробуждение Силы». Фото: Пресс-служба Sony Pictures

Вокруг новых «Звездных войн» столько информационных поводов, что не знаешь, за что хвататься: чрезмерная маркетинговая активность нового хозяина франшизы — студии Disney, купившей киновселенную за 4 с лишним миллиарда долларов, миллиардные же обороты в товарах с фирменной символикой. Однако превратил сериал в кассовый аппарат его культовый статус. Сегодня даже аватарки в Facebook, чуть ли не главный показатель гражданской позиции, раскрасили лазерные мечи.

Александр Голубчиковглавный редактор портала Filmz.ru«В этом фильме гораздо больше повторений и отсылок, попыток угодить фанатам, нежели рассказа новой истории и того, зачем зритель приходит в кино, — удивляться. Для меня как человека, неплохо знакомого с киновселенной «Звездных войн», этого самого удивления, за которым я пришел в кино, не было. Где-то поменяли знаки с минуса на плюс, мальчики поменялись на девочек, а в остальном ничего нового этот фильм не привнес».

Но каждому поколению — свои «Звездные войны». Именно такая задача стояла, очевидно, и у режиссера Джей Джей Абрамса, который фактически перезапустил франшизу — без споров с предыдущими частями и попыток перемудрить Джорджа Лукаса, внимательно к фанатам и дружелюбно к тем, кто кино о джедаях никогда не смотрел.

Кадр из фильма «Звездные войны: Пробуждение Силы». Фото: Пресс-служба Sony Pictures

Кинокритик Никита Карцев отмечает тонкий юмор, с которым режиссер подошел к созданию картины.

Никита Карцевкинокритик«Какие-то важные сюжетные повороты предыдущих частей там, возможно, повторены в чуть большем масштабе. Но при этом это не выглядит каким-то эпигонством или беспомощностью. Наоборот, Абрамс совершенно точно понимает, что ему недоступна эпичность предыдущих эпизодов, особенно четвертого, пятого и шестого, которые появились первыми. Он изумительно использует, во-первых, тонкий юмор, при этом не уходя в совсем уж глубокий постмодернизм, но слегка его захватывая и используя только во благо, не переигрывая с ним».

Продолжение следует: Disney еще три года назад анонсировал новую трилогию, а может быть, даже десятый, одиннадцатый и двенадцатый фильмы. Бюджет этой части неизвестен, но сборы наверняка будут рекордными. «Звездные войны» безотказно работают как отличный печатный станок. Грех останавливать, и да пребудет с нами сила.