Выбор французов — realpolitik
Что означает поражение крайне правого «Национального фронта» Марин Ле Пен на региональных выборах во Франции? Первый и главный вывод: крайне правые не пройдут. Ни сейчас, ни на президентских выборах в 2017-м
Читать на полной версииЕсли говорить упрощенно, это тот случай, когда интересы политического истеблишмента и большинства избирателей совпадают — крайностей нужно избегать. Такова «реальная политика», или la realpolitik, нынешней Франции.
Лепенисты или фронтисты, как их здесь называют, потерпели поражение, во-первых, благодаря мобилизации голосов «против». В первом туре пришло голосовать чуть менее половины зарегистрированных избирателей. Во втором — 60%. В результате, несмотря на то, что за НФ Ле Пен было подано даже больше голосов, чем в первом туре (6,8 млн против 6,02 млн), доля «Нацфронта» в электорате несколько сократилась.
И это еще не предел «мобилизации против». Когда на президентских выборах 2002 года основатель НФ Жан-Мари Ле Пен (ныне исключенный из партии) неожиданно прошел во второй, решающий тур, как раз благодаря неучастию многих в голосовании, — тогда участие в выборах подскочило до 80%. В итоге, у папаши Ле Пена доля голосов осталась примерно на прежнем уровне, но голоса, поданные за непопулярного перед выборами Ширака, подскочили от менее чем 20% до более чем 82%. Французы отпраздновали победу над правыми, избрав правого президента.
И здесь второе обстоятельство — тактическое голосование. Перед вторым туром нынешних региональных выборов, как левые социалисты, так и правые республиканцы призвали своих сторонников остановить «Национальный фронт». Все вплоть до голосования за традиционных противников. Лидер социалистов в регионе Север — Па-де-Кале — Пикардия даже снял свою кандидатуру в пользу кандидата республиканцев (партия Саркози). Марин Ле Пен, баллотировавшаяся в этом регионе, в результате проиграла, хотя в первом туре набрала более 40% голосов. В самом Кале, когда-то бывшим оплотом компартии, на некоторых избирательных участках доля поданных за нее голосов доходила в первом туре до 70%!
Схожая картина на Лазурном берегу, где опросы перед выборами уверенно прочили победу восходящей звезде «Нацфронта» Марион Марешаль Ле Пен, племяннице Марин. Она проиграла кандидату-республиканцу, которого опередила в первом туре.
Всего из 13 регионов республиканцы Саркози (плюс союзники по коалиции) победили в семи, социалисты со своими левыми — в пяти. Корсика досталась местным националистам-регионалистам. Сам Саркози, вернувшийся в большую политику, теперь нацеливается на Елисейский дворец. Может вернуться в 2017-м. «Пристрелка» нынешних региональных выборов дает ему надежды.
Такова «реальная политика». Об идейных и других подробностях французского политического пейзажа — в следующий раз.