Михаил Ходорковский дождался третьего уголовного дела
Экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому заочно предъявили обвинение в организации убийства и покушения. На этот раз оно будет расследоваться без него — после помилования в 2013 году бизнесмен уехал за рубеж. Некоторые не исключают назначение ему пожизненного срока
Читать на полной версииСледственный комитет России сегодня предъявил заочное обвинение экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому. В рамках вот уже третьего уголовного дела ему инкриминировали организацию убийства в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и покушение на бывшего управляющего австрийской компании East Petroleum Евгения Рыбина.
Михаила Ходорковского сегодня, 11 декабря, к 11:00 вызвали в здание Главного следственного управления СКР в Техническом переулке для предъявления обвинения, однако он не явился. Находящийся в настоящее время в Англии бизнесмен ранее объявил, что не собирается участвовать в следственных действиях, которые назвал не иначе как «шоу». Также в СКР не появился никто из его адвокатов. В этой связи Следственный комитет вынес постановление о заочном привлечении экс-главы ЮКОСа в качестве обвиняемого, причем по нескольким эпизодам. Как сообщил официальный представитель СКР генерал Владимир Маркин, бывшему нефтяному магнату инкриминировали организацию убийства и покушение на убийство двух и более лиц (часть3 статьи 33, пункты «а», «б», «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 и часть 3 статьи 30 УК РФ).
Два эпизода
Речь идет об убийстве года мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. 26 июня 1998 он был застрелен по дороге на работу. Киллер также тяжело ранил его охранника Вячеслава Кокошкина, оставшегося инвалидом. На управляющего компанией East Petroleum handelsgas GmbH Евгения Рыбина покушались дважды — в ноябре 1998 года и в марте 1999 года. В первом случае машину Рыбина обстреляли, во второй — авто взорвали. Тогда погиб водитель бизнесмена Николай Федотов, а охранник Алексей Иванов получил тяжелые ранения. Евгений Рыбин не раз говорил, что к покушению причастно руководство ЮКОСа. Он также стал главным свидетелем обвинения по последнему — «нефтяному» — делу Ходорковского.
«Следствию совершенно очевидно, что эти преступления совершались с корыстными мотивами. Так, организовать убийство Петухова было решено в связи с его законными требованиями как мэра Нефтеюганска к нефтяной компании ЮКОС по возврату сокрытых от государства налогов. Покушение на предпринимателя Евгения Рыбина было связано с инициированными им исками к ЮКОСу по взысканию ущерба, причиненного незаконной деятельностью этой нефтяной компании», — заявил Владимир Маркин.
Стоит отменить, что если обвинение в организации убийства Петухова активно муссировалось в СМИ и его ждали, то предъявление обвинения в покушениях на Рыбина стало некоторым сюрпризом. Впрочем, не для Ксении Костроминой — адвоката начальника 4 отдела службы внутренней экономической безопасности нефтяной компании ЮКОС Алексея Пичугина. Ее клиент был осужден по этим и другим эпизодам и по совокупности преступлений в 2007 году получил пожизненный срок, который отбывает в колонии №6 «Черный лебедь». Юрист подчеркнула: она даже не сомневалась в том, что Ходорковскому инкриминируют то же, что и Пичугину. «Изначально обвинение было сформулировано таким образом, что Пичугин якобы действовал по указанию экс-акционера ЮКОСа Леонида Невзлина и иных руководящих лиц компании. Под эти «руководящие лица» можно подвести кого угодно», — отметила адвокат. Она не исключает, что Михаил Ходорковский, как и уехавший более 10 лет назад за рубеж Леонид Невзлин, будет заочно осужден по третьему уголовному делу. Источник РИА Новости в правоохранительных органах даже предрек Ходорковскому пожизненный срок.
Защитница рассказала, что раз в месяц навещает своего клиента, который «уверен в своей невиновности, бодр» и надеется, что «рано или поздно ему удастся доказать истину». Костромина ожидает, что уже в следующем году Европейский суд по правам человека рассмотрит вторую жалобу на приговор Алексею Пичугину. Она сообщила, что в 2015 году обращение в ЕСПЧ было коммуницировано и судьи «ушли» на решение. Впрочем, адвокат отмечает, что РФ вновь может проигнорировать решение Страсбургского суда, как уже случалось раньше. 23 октября 2012 года международный суд признал, что при рассмотрении его первого дела было нарушено право Пичугина на справедливое судебное разбирательство, и рекомендовал пересмотреть его, однако Верховный суд РФ отказался это сделать.
«Все может быть»
Адвокаты Михаила Ходорковского и отсидевшего вместе с ним более 10 лет экс-руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева также не удивлены объемом обвинений по третьему уголовному делу. Скорее они считают это закономерным. «Все это уже было в «пичугинском деле». Ничего нового следователи не придумали», — заявила защитница экс-главы ЮКОСа Елена Левина. От дальнейших комментариев она воздержалась, сославшись на то, что «не уполномочена» их давать.
Зато адвокат Платона Лебедева Владимир Краснов оказался более словоохотлив. Он уверен, что третье дело бизнесмена связано «не с прозрением следствия, а с текущей деятельностью Ходорковского, которая не доставляет большого удовольствия власти, а также с требованиями акционерами ЮКОСа денег в международных судах за экспроприацию нефтяной компании». Юрист добавил, что считает незаконным вынесение заочного постановления о привлечении в качестве обвиняемого, так как «уголовно-процессуальный кодекс не знает такого понятия, как заочное предъявление обвинения». «Однако наши следователи широко пользуются этим незаконным способом. За этим последует заочное расследование дела, чего закон тоже не допускает», — указал Краснов.
Он надеется, что третье уголовное дело Ходорковского не затронет Платона Лебедева, который отсидел более 10 лет и после освобождения не смог уехать за границу (ему не выдают загранпаспорт — Business FM). «Я очень надеюсь, что этого не произойдет. Платон Лебедев был заложником по обоим делам ЮКОСа, а его арест был связан прежде всего с планами против Ходорковского», — сказал защитник. При этом Краснов не исключает, что «все может быть». «У нас это бывает сплошь и рядом», — заметил он.
Попытка отвлечь общество?
Координатор финансируемого Ходорковским движения «Открытая Россия» Владимир Кара-Мурза-младший также убежден, что преследование некогда богатейшего российского бизнесмена носит политический характер. Он считает, что, переключив внимание на судьбу Ходорковского, власть хочет отвлечь общество от накопившихся проблем, «сменить повестку дня». «Это классический трюк авторитарной власти. Она пытается любым способом отвлечь внимание общества от проблем, которые накапливаются как во внутренней, так и во внешней политике: от инфляции, девальвации национальной валюты, протестов дальнобойщиков, продолжающейся международной изоляции, санкций, военных авантюр, — считает Кара-Мурза. — Ничего нового следователи придумать не смогли и поэтому вытащили из нафталина старые, оказавшиеся пустыми обвинения и таким образом, видимо, пытаются опорочить одну из главных фигур в общественной жизни России, известного оппонента нынешней российской власти».
Следственный комитет сообщил, что в ближайшее время намерен объявить Михаила Ходорковского в федеральный и международный розыск. Очевидно, стоит ждать и ходатайства в Басманный суд о заочном аресте бизнесмена.
Розыск Ходорковскому не помеха
Пресс-секретарь Михаила Ходорковского Ольга Писпанен заявила, что предприниматель не собирается менять свои планы из-за объявления в розыск. Также он не боится, что его могут выдать России. «Михаил Борисович никоим образом не будет ограничен после объявления в международный розыск — он свободный человек и живет в свободном мире», — сказала она. Пресс-секретарь подчеркивает, что ранее Европейский суд признал «дело ЮКОСа» политически мотивированным и предвзятым. «О какой выдаче может идти речь?» — задала Писпанен риторический вопрос.
Третье уголовное дело может стать для Михаила Ходорковского не последним. Накануне Генпрокуратура заподозрила его в публичных призывах к насильственному изменению основ конституционного строя Российской Федерации (статья 280 УК РФ) путем революции. Подобное заявление Ходорковский сделал во время пресс-конференции 9 декабря. Теперь Следственный комитет должен принять процессуальное решение по этому поводу. Статья 280 Уголовного кодекса предусматривает наказание на срок от 3 до 5 лет.