Речь идет только о госзакупках. То есть, в аптеках импортных лекарств не станет меньше. Закон касается только препаратов, ограничению по медтехнике правительство пока не дало ход. Наконец, по закону импортные медикаменты покупать не запрещается. Но если в тендере участвуют как минимум два российских производителя или же из стран Евразийского союза, то приоритет в закупках отдается им.

По словом «российский» имеется в виду препарат, произведенный в России, пусть и иностранной компанией. Отсутствие зарубежного конкурента вызывает соблазн повысить цены. Но закон действует только для жизненно необходимых лекарств. Их стоимость регулирует государство, напоминает гендиректор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк.

Сергей Шулякгендиректор аналитического агентства DSM Group«Говорится о том, что два и более производителей — то есть, соответственно, монополия уже априори в данном постановлении убирается. Второй момент — там же у нас ЖНВЛП, а цены на ЖНВЛП регулируются государством. Есть зарегистрированная цена, есть чётко определённые оптовые наценки, выше которых никто сделать не может. Поэтому, здесь цена зафиксирована, и она не может быть выше, чем предельные наценки. То есть, цена не может поползти».

Но, лишившись госконтрактов, импортные производители могут повысить цены на другие препараты и на медтехнику. Так что последствия граждане, возможно, вскоре будут наблюдать в аптеках. И самый важный аспект — качество российских препаратов. Большая часть из них — это дженерики, аналоги оригинальных медикаментов. Они дешевле, но зачастую не самого высокого качества. Комментарий старшего научного сотрудника Медико-генетического научного центра, врача-педиатра Виктории Никоновой.

Виктория Никоновастарший научный сотрудник Медико-генетического научного центра, врач-педиатр«Среди отечественных препаратов, с которыми работаем мы, по нашей патологии у больных муковисцидозом, к большому сожалению, чаще, мы сталкивались, всё-таки, с неэффективными средствами. Я предполагаю, что, наверное, онкологи присоединятся к этому и эндокринологи. Вероятно, мы, всё-таки, опять начинаем не с того. Мы должны сначала построить заводы. И необходимо проведение строжайших клинических исследований по международным стандартам. Если мы сможем доказать клиническую эффективность безопасности, я первая начну назначать отечественные препараты и буду всеми руками и ногами «за».

Саму идею развивать отечественное производство препаратов поддерживают все опрошенные Business FM врачи. Это стимул строить здесь производство. В Минпромторге заявляли, что закон будет действовать для списка в 608 препаратов. Рынок жизненно необходимых лекарств ведомство оценивает почти в полтриллиона рублей в год. У закона есть переходный период. До конца следующего года ограничения не действуют на иностранные препараты, которые упаковываются в России и странах ЕАЭС. По словам врачей, в некоторых случаях последствия закона будут ясны не сразу. Это касается заболеваний, когда требуется многолетняя терапия, и как подействуют на пациентов дженерики, пока неизвестно. Правда, к тому моменту, согласно восточной мудрости, кто-нибудь из участников дискуссии ее может покинуть.