Минздрав услышал Business FM: ФОМС разберется с врачебными приписками
Бесплатная и виртуальная медицина — за реальные деньги. Жители Москвы обнаружили, что в этом году прошли вакцинацию и диспансеризацию при том, что даже не заходили в свои поликлиники
Читать на полной версииМинздрав просит Фонд обязательного медицинского страхования провести проверку в связи с ситуацией с врачебными приписками. Накануне Business FM сообщил, что жители Москвы неожиданно обнаружили, что в этом году прошли вакцинацию и диспансеризацию при том, что даже не заходили в свои поликлиники. Сведения о врачебных приписках стали поводом для проверки, сообщил официальный представитель Минздрава Олег Салагай.
По закону, каждый застрахованный по ОМС может обратиться в свою страховую компанию и запросить выписку об оказанных услугах. Чтобы упростить этот процесс, московский городской ФОМС в сентябре открыл для жителей Москвы доступ к базе фонда. С этого момента в фонд стали поступать массовые жалобы на приписанные услуги. Речь идет не об ошибках в системе, а о серьезной коррупционной составляющей, уверен член общественного совета Федерального медико-биологического агентства, доктор медицинских наук, профессор Евгений Ачкасов.
Евгений Ачкасовчлен общественного совета Федерального медико-биологического агентства«С такой проблемой я сам не сталкивался. Но я абсолютно не исключаю подобную ситуацию, так как система такое может позволить, потому что ведение документации — это абсолютно человеческий фактор. Конечно, здесь может прослеживаться страшнейшая коррупционная составляющая, которая в случае подтверждения требует не только поиска виновных. Не это главное. Главное — принятие мер, которые позволили бы не допустить подобного в будущем. Здесь стоит вопрос вообще о роли страховых медицинских организаций, об их роли в оценке качества оказания медицинской помощи. Вот это очень важно, в том числе экспертиза медицинской документации. Сейчас мы не говорим о том, что пока не доказано по суду. Это догадки, можно о чем угодно говорить. Конечно, хотелось бы, чтобы это была какая-нибудь ошибка, технический сбой. Но я, честно говоря, не очень верю в случайности, когда сбой происходит в формате недобросовестной наживы. Если бы терялись услуги, то можно было бы поверить, что это сбой, но когда они приписываются, и прослеживается коррупционная составляющая, то здесь, конечно, надо разбираться».
Что такое врачебная приписка? Сколько она стоит? И почему медучреждения фальфицируют данные о своих услугах? На сайте Московского фонда обязательного медицинского страхования есть раздел со списком оказанных в этом году врачебных услуг. Его можно найти в личном кабинете. Теперь история. Москвич Андрей в этом году ни разу не обращался к врачам, но его личный список состоял из десятка позиций: полная диспансеризация и несколько посещений стоматолога. Стоимость медпомощи по полису ОМС — две тысячи рублей.
Андреймосквич«Я увидел, что мне за последний год оказана целая куча услуг медицинских, а я их физически не могу получить, потому что не проживаю по тому адресу. Диспансеризация, посещение стоматолога. Я там не был уже целый год, в этом учреждении. На пару тысяч там набирается».
Мы проверили, как работает система. К примеру, автора этого материала в марте в 12 городской поликлинике привили от кори. Вакцинация стоила 62 рубля 22 копейки. Факт неожиданный, и радиостанция обратилась к врачам с вопросом, почему в системе прививка есть, а на самом деле ее нет. «Объяснения я сейчас не могу вам представить, потому что надо проверить. У нас был подобный случай, ошибка оператора была. Я сейчас должна уточнить, кто это подавал, и зачем он подавал то, что не делал, какой доктор, и я потом вам дам ответ. Я же не могу сейчас с ним поговорить о том, чего я не знаю», — таков был ответ.
Проверка виртуальной вакцинации заняла около 10 минут. После этого замглавврача перезвонил и извинился. Но не за ошибку оператора, а за приписку. За разъяснением, что такое приписка во врачебном деле, мы обратились к главе НИИ Организации здравоохранения Давиду Мелик-Гусейнову.
Давид Мелик-Гусейновглава НИИ Организации здравоохранения«На самом деле, мы имеем дело с приписками, когда лечебная организация приписывает те или иные виды медицинской помощи. Это нарушение действующего порядка, и за это нарушение лечебная организация должна нести полную ответственность. Если это произошло, либо разобраться, может быть, не тому человеку приписали тот или иной вид медицинской помощи, то есть кому-то не включили в перечень, а кому-то по ошибке включили, либо это просто намеренное увеличение объема, общего объема медицинской помощи, которую пытается оказать эта медицинская организация».
Мы выяснили, что система «мертвых душ», которым оказываются виртуальные медуслуги за реальные деньги, существует в здравоохранении не первый год. Эксперты описывают масштаб бедствия двумя цифрами: из семисот миллионов оказанных на бумаге услуг 300 миллионов — это приписки. Данные за 2013 год. Чтобы сломать систему, медучреждения год назад перевели на подушевое финансирование. Но интерес к припискам не угас, говорит президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский.
Александр Саверскийпрезидент Лиги защиты пациентов«Остались приписки, точно, большие в диспансеризации. Прививочные кампании и какое-то ещё исполнение плана есть, даже при наличии подушевого финансирования, плюс за услуги отрасль продолжает платить, когда в неё попадает (в лечебное учреждение) человек с другой территории. Поэтому, да, это проблема известная, и за что платишь — то и получаешь, грубо говоря, только на бумаге. Представьте, что вам платят не за репортаж, а за то, что вы сказали, что этот репортаж был — удобно?».
Вернемся к количеству приписок за 2013-й: 300 миллионов. Даже если в среднем стоимость каждой не оказанной услуги не превышала ста рублей, врачи получили 30 миллиардов. Это столько же, сколько в прошлом году потратили на всю социальную сферу в Вологодской области, например. Куда ушли и продолжают уходить деньги за приписки, можно себе только представить. И вот проблема: пока система оказывает виртуальные услуги за реальные деньги, реальные пациенты остаются без медицинской помощи, потому что на нее не хватает денег.