Россия сказала турецким мандаринам «нет»
Документ о введении антитурецкого эмбарго опубликован на официальном портале правовой информации. Москва с 1 января запрещает поставки ряда продовольственных товаров. В списке 17 позиций, в основном это овощи и фрукты. Как бизнес заместит санкционные продукты, каким образом ограничения скажутся на инфляции?
Читать на полной версииОсобых сюрпризов постановление правительства не принесло: овощи, включая томаты, фрукты, включая мандарины и апельсины. Из того, о чем в кабмине не предупреждали, — замороженные части тушек домашних кур и индеек, соль. Наконец, в петлицу российских санкций попали гвоздики. Последние два пункта малоинтересны, с этими товарами у страны проблем нет. Что касается мяса птицы, то Россия почти полностью этими продуктами себя обеспечивает. Турецкие овощи и фрукты заместить можно, но цена этому — инфляция. Аналитики из «Альфа-Банка» прогнозируют, что продэмбарго разгонит ее на полтора процента. А с учетом других санкционных факторов, например, подорожания внутреннего туризма, инфляция может вырасти на 2%. Экономист Сергей Хестанов уверен, что конкретно овощи и фрукты могут подорожать на 10% — эксперт вспоминает опыт прошлых санкций.
Сергей Хестановэкономист«Как правило, вслед за уходом импортных конкурентов отечественные производители достаточно сильно поднимали цены, поэтому прирост цен в отдельных товарных сегментах может превысить 11%. Спустя какое-то время поставщики смогут изменить логистику поставок, найти замену турецким производителям, допустим, в той же Латинской Америке, но в любом случае, такие решения потребуют времени, и быстрее, чем за 6 месяцев вряд ли удастся это сделать».
Что касается замещения, то в Минсельхозе уже рассказали, где Россия купит овощи и фрукты взамен турецких: Иран, Марокко, Израиль, Азербайджан, Узбекистан. Эти же государства называют и в торговых сетях. Нужно подождать, пока партнеры вырастят дополнительные объемы овощей и фруктов — а это несколько месяцев, парируют эксперты. Кроме того, Турция — это удобная логистика, доставка занимала несколько дней. Привезти продукты из того же Морокко — это уже недели, что, естественно, отразится на ценах. Звучат голоса, говорящие, что в перспективе Россия сама сможет производить больше тех же томатов. Сейчас мы их выращиваем в объеме 2 миллиона 300 тысяч тонн. Турция, для сравнения, — в 4 раза больше.
Павел Грудинингендиректор Совхоза имени Ленина«Если вы не строите теплицы, если вы не покупаете трактора, то, скорее всего, вы не произведете томатов, поэтому тут долгосрочная программа. Я вам в пример приведу одну вещь. Например, мы сейчас независимы по мясу курицы и по свинине. Почему? Потому что мы лет 10 назад начали вкладывать деньги в эту индустрию и сейчас получили результат. Не за один год и не за два можно это сделать. Вы знаете, что у нас разрешение на строительство теплиц нужно получать два года, а подключение к электричеству и к газу — это вообще не для слабонервных задача».
Вряд ли после Нового года опустеют овощные прилавки — месяца для замещения хватит. Как и для того, чтобы превратить турецкие помидоры в азербайджанские, предполагают аналитики. Что касается цен, то Минсельхозу и Минпромторгу поручено не допустить повышения. Если верить рассказам участников рынка, ведомства уже запаздывают. Когда в правительстве только сообщили, что эмбарго коснется овощей и фруктов, цены на турецкие помидоры на столичных овощебазах подскочили в полтора раза. И, наконец, ложка меда в бочке санкций, а точнее, ложка рыбы. Турция — это 90% охлажденного сибаса и дорадо в России. Сибас и дорадо под санкции не попали.
В Россельхознадзоре сообщили, что с 1 января ведомство имеет право уничтожать контрабандную сельхозпродукцию из Турции. Турецкий премьер пообещал отреагировать на российские санкции, но подчеркнул, что это будут альтернативные российскому эмбарго решения. Ахмет Давутоглу призвал Россию к переговорам, чтобы выйти из кризиса без значительного ущерба. Вместе с тем глава правительства заявил, что в ситуации с российским Су-24 его страна не стремилась к эскалации напряженности и защищала свое воздушное пространство.