Дело о хищении в «Роснано» пополнилось третьим обвиняемым
Экс-главе госкорпорации «Роснано» Леониду Меламеду сегодня смягчили условия домашнего ареста, разрешив прогулки и звонки родителям. Вместе с тем, как стало известно Business FM, Следственный комитет предъявил заочное обвинение его бывшему заму Андрею Малышеву. Последний лечится за границей
Читать на полной версииБасманный суд Москвы сегодня, 30 ноября, смягчил условия домашнего ареста бывшему главе госкорпорации «Роснано», гендиректору Холдинговой компании «Композит» Леониду Меламеду, обвиняемому в растрате 227 млн рублей. Теперь он сможет по три часа в день гулять, правда, лишь во дворе своего дома на Ленинском проспекте, а также звонить родителям в Сочи. Просьбу защиты об освобождении обвиняемого под залог в 100 млн суд отклонил. В то же время, как стало известно Business FM, недавно Следственный комитет предъявил заочное обвинение третьему фигуранту громкого дела — бывшему заместителю Меламеда Андрею Малышеву. Впрочем, ходатайствовать о его заочном аресте следствие не торопится.
С ходатайством о продлении Леониду Меламеду срока домашнего ареста до 1 марта 2016 года в суд обратился руководитель следственной бригады по делу Сергей Михайлов. Он сообщил, что срок следствия по делу о растрате в «Роснано» продлен до 11 марта 2016 года. Однако выпускать Малемеда на волю нельзя, поскольку он может помешать расследованию или же скрыться. В то же время следствию необходимо окончить расследование 140-томного дела: завершить осмотры изъятых носителей электронной информации, получить заключения 12 компьютерно-технических судебных экспертиз, а также дополнить и уточнить ранее предъявленное обвинение. Михайлов просил оставить Меламеда под домашним арестом.
В свою очередь, трое защитников экс-главы «Роснано» убеждены, что в этом нет смысла, так как основные следственные действия уже завершены. «Поэтому, даже если Меламед выйдет на свободу, то он уже ни на что повлиять не сможет, — сказал адвокат Меламеда Руслан Кожура. — На что он может повлиять, если, как говорит само следствие, оно уже добыло колоссальное количество доказательств? Непонятно, от чего следствие себя страхует». Business FM адвокат сообщил, что расследование дела о растрате ведется не с 1 июля 2015 года, как было объявлен в СМИ, а еще с 2013 года. Просто ранее не был очерчен круг фигурантов.
Три фигуранта
По данным СКР, в 2007-2009 годах Меламед присвоил 227 миллионов рублей. Деньги были перечислены принадлежавшей Меламеду инвестиционно-финансовой корпорации «Алемар» (ЗАО «ИФК «Алемар») за оказание консультационных услуг. Тем самым, как считает следствие, увольняясь из «Роснано», чиновник обеспечил себе «золотой парашют». Помогли ему это сделать его заместитель Андрей Малышев и финансовый директор госкорпорации Святослав Понуров.1 июля Меламед был задержан, а спустя два дня Басманный суд поместил его под домашний арест в его квартире на Ленинском проспекте. 7 июля в СИЗО отправили Понурова. Обоим фигурантам предъявили обвинение в растрате вверенного имущества (часть 4 статьи 160 УК РФ). Свою вину они не признали.
Руслан Кожура утверждал, что о следствие не представило доказательств причастности Меламеда к преступлению. В то же время его клиент готовится к госпитализации в связи с обострением ряда хронических заболеваний.
Защита просила отменить арест и освободить обвиняемого под залог в 100 млн рублей. Деньги готов был внести банкир, владелец британских изданий Independent и Evening Standard Александр Лебедев. Он лично приехал на заседание суда и подтвердил свою просьбу.
Прогулки во дворе
В случае, если же суд решит продлить Меламеду ранее избранную меру пресечения, защитники просили изменить адрес домашнего ареста с городской квартиры на Ленинском проспекте на дом в Серебряном бору. Также они ходатайствовали о ежедневных трехчасовых прогулках для своего клиента и возможности звонить родителям в Сочи.
Дело в том, что ранее, принимая решение о помещении бизнесмена под домашний арест, суд наложил запрет на использование обвиняемым любых средств связи, включая телефон и интернет, но при этом разрешил общение с близкими родственниками и адвокатами. А поскольку престарелые родители Меламеда проживают в Сочи и не могут ездить к сыну, ФСИН на всякий случай запретила ему звонить им. Следователь был не против того, чтобы позволить фигуранту общаться с близкими, но вот идея с прогулками пришлась ему не по душе, и он просил ее отклонить.
Однако доводы защиты о том, что «запрет на прогулки выглядит бесчеловечно» убедили судью Артура Карпова в необходимости дать возможность обвиняемому дышать свежим воздухом. Делать Меламед это сможет целых три часа в день: с 14 до 17 часов. Правда, «в пределах дворовой территории дома, в котором он проживает». Также суд в своем решении заключил, что Меламеду разрешено общаться с близкими родственниками и адвокатами по телефону. Что же касается освобождения из-под залога, то суд счел, что это не сможет обеспечить интересы уголовного судопроизводства.
Адвокат Меламеда Руслан Кожура заявил Business FM: он «благодарен суду за то, что он услышал защиту хотя бы в части». Принятое решение он назвал компромиссным. «Двор городского дома очень маленький и гулять в нем по 3 часа в день реально негде. Это явно не то, чего бы мы хотели, но то, что суд пошел нам навстречу в этом вопросе в условиях, когда следствие было категорически против, за это мы признательны», — сказал он.
Ожидается, что завтра, 1 декабря, суд рассмотрит ходатайство СКР о продлении меры пресечения Святославу Понурову. Его следствие просит оставить в СИЗО до 11 марта 2016 года.
Обвинение предъявили тихо
Что же касается Андрея Малышева, как сообщила Business FM его адвокат Ольга Козырева, 5 октября СКР вынес постановление о привлечении ее подзащитного в качестве обвиняемого. Малышеву, как и остальным также инкриминируется совершение растраты в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ) Обвинение было предъявлено заочно. До этого Малышев находился лишь в статусе подозреваемого. По словам защитницы, в настоящее время ее клиент находится за границей на лечении. «В декабре ему еще предстоят медицинские обследования, все справки следствию предоставлены», — сказала она. При этом Козырева не захотела указать точное местонахождение ее клиента. «Если следствие сочтет возможным проинформировать, пусть информирует. А мне клиент таких указаний не давал», — заметила она. По сведениям адвоката, следствие пока не избрало меру пресечения ее подзащитному. «Постановление об избрании меры пресечения это отдельный документ — меня пока с ним не знакомили», — сказала она.
Если следствие решит, что Андрей Малышев скрывается, оно должно будет объявить его в международный розыск, а затем обратиться в Басманный суд Москвы с ходатайством о заочном аресте. Однако, как сообщила Business FM пресс-секретарь суда Анна Фадеева, такое ходатайство в суд пока не поступало.