«Новые русские» не знают, как завещать нажитые при развале СССР капиталы
Состоятельные россияне, разбогатевшие после развала СССР, сталкиваются со сложностями при оформлении наследования своих зарубежных активов и обращаются к юристам. Разрешить проблему иногда бывает настолько сложно и дорого, что наследодатели предпочитают просто продать бизнес
Читать на полной версииУ богатых россиян проблемы с оформлением завещаний. Как пишет газета «Коммерсантъ», многие «новые русские», нажившие капиталы после развала Советского Союза более 20 лет назад и инвестировавшие в активы за рубежом, все чаще обращаются к юристам за консультациями.
Антиофшорное законодательство, налоги, активы, разбросанные по многим странам, а иногда просто записанные на подставных лиц, — состоятельные россияне сейчас стремятся все привести в порядок, а заодно вспоминают о завещании. Если бы наследник был один, то проблем было бы намного меньше, считает директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.
Эдуард Савулякдиректор московского офиса компании Tax Consulting UK«Мы же понимаем, такие люди зачастую женаты не один и не два раза, зачастую даже не три, и дети могут быть как законные, так и незаконные, и могут быть обязательства как в соответствии с Семейным кодексом РФ, так и просто желание какой-то графини оставить содержание. Наследники как первой очереди, так и второй и третьей будут категорически против. Поэтому, чтобы наследники не передрались, не поубивали друг друга, необходимо задумываться над тем, как грамотно структурировать процесс наследства. Вопрос уже даже не в том, кому и сколько останется, не пойдет ли кто-то обиженный потом в суд, а вопрос еще в том, что зачастую активы у действительно богатых людей размещены не только в России. Это у нас, в России, относительно все просто — у нас нет налога на наследство. А в подавляющем большинстве нормальных юрисдикций, куда олигархи стремятся, налоги на наследство достигают 35-55% от суммы наследуемых активов. Уже во втором порядке стоят разговоры, что делать, если у руля некого поставить. Решить это посредством одного завещания невозможно. Если мы говорим про бизнес, не обойтись без таких инструментов, как трасты и семейные фонды, которые в России пока развития не имеют. Насколько это дорого, будет зависеть от того, что это за страна».
Нередко приходится нанимать несколько компаний, чтобы работать сразу в нескольких юрисдикциях. Из-за этого суммы на оформление наследства на зарубежные активы для российских состоятельных клиентов увеличиваются в разы, говорит управляющий партнер московского офиса Hogan Lovells Оксана Балаян.
Оксана Балаянуправляющий партнер московского офиса Hogan Lovells«Сложности, с которыми сталкиваются, действительно просто находятся на стыке юрисдикций. Очень много активов находится в разных странах, много холдинговых структур, и люди живут в разных странах — и дети, и родители. Поэтому, чтобы правильно структурировать все наследование, нужно состыковать несколько правовых систем. Это сделать сложно. Нет такого юриста, который знает законодательство 10 стран. Нужно привлекать международные юридические фирмы, у которых есть офисы в разных странах. Но даже у них зачастую набор офисов ограничен, и приходится работать и координировать целую армию юристов. Стоимость таких услуг очень индивидуальна. Часовые ставки могут быть от 100 долларов в час до 2 тысяч долларов в час. Все зависит от сложности проблемы. Но это не проблема, которую можно решить за 10 тысяч долларов, это совсем другой порядок цен. Это длинная игра, длинное структурирование. Плюс, как правило, задействовано много сторон, потому что, если все правильно делать и никого не обидеть, какие-то вещи надо предварительно согласовывать».
По словам юристов и консультантов, во многом большие расходы на оформление наследства обусловлены изначально халатным отношением самих наследодателей к оформлению. Зачастую, осознав множество препятствий, наследодатели понимают, что проще продать бизнес.