Ограничение торговли с Турцией ощутимо ударит по карманам россиян
Россия сворачивает экономическое сотрудничество с Турцией. Правительству отведены два дня на подготовку запретов и ограничений. Какая страна сильнее пострадает от возможных мер?
Читать на полной версииТочно оценить последствия экономических мер для обеих стран пока невозможно, потому что подробного плана еще просто нет. Да и ситуация стремительно меняется. Турция — пятый по торговому обороту партнер России: в 2014 году с учетом торговли услугами он составил 44 млрд долларов. По данным московского Центра международной торговли, основанных на статистике Федеральной таможенной службы, товарооборот за 9 месяцев этого года составил 18 млрд долларов, из которых турецкий импорт в Россию — чуть больше 3 млрд, а 15 — российский экспорт.
Можно нанести удар по турецкой экономике запретом ввоза товаров и тем самым лишить их этих 3 млрд долларов. Но это скажется и на российской экономике: турки поставляют половину всех томатов, оттуда приходит каждый девятый фрукт, еще текстиль и одежда — около 10%. За такой запрет в итоге заплатят российские покупатели, ведь цены на эту продукцию вырастут.
Конечно, рост цен можно ограничить государственным регулированием. Такой вариант не исключил накануне министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Но тогда какие-то компании просто уйдут с этого рынка из-за нерентабельности.
Еще один удар можно нанести по туризму. Некоторые эксперты оценивают потери турецкой стороны в этом секторе в 10 млрд долларов. Но это не мгновенная мера, а лишение перспективы, потому что сезон закончился в октябре, а следующий начнется только в мае.
О том, как совсем недавно Россия относилась к санкциям, напоминает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс.
Игорь Юргенсвице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей«Когда мы говорим о санкциях в отношениях себя со стороны Европейского Союза, мы утверждаем, что они противозаконны и никогда в мире не действуют. И тут же вводим какие-то санкции, не связанные с военным конфликтом, в отношении Турции. Здесь есть небольшое лицемерие. Самое болезненное — отключить газ, но этого мы сделать не можем, потому что мы за него от них получаем очень много денег».
Почти половина российского экспорта в Турцию приходится на продукцию под секретным кодом. За 9 месяцев 2015 года по засекреченным статьям прошло товаров на 6 млрд долларов. Вероятно, это военная продукция и трубопроводный газ, поставляемый «Газпромом». Те, кто думают, что уменьшение доходов «Газпрома» не бьет по доходу каждого из нас, ошибаются. Если у газового монополиста дела будут идти хуже, то помидоры с фруктами покупать будет просто некому из-за падения реальных доходов населения.
Российский суммарный экспорт в Турцию нефти, нефтепродуктов, угля, руды и недрагоценных металлов за тот же период превышает 6,5 млрд долларов. Быстро отказаться от сырья турки не могут, но такая перспектива возможна, что в будущем навредит российскому бюджету.
Пока же, в краткосрочной перспективе, Турция потеряет больше, чем Россия, считает профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии Ярослав Лисоволик.
Ярослав Лисоволикпрофессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии«От снижения уровня экономических связей потеряют обе страны, но, конечно, для Турции российский рынок во многих отношениях был очень важным в целом ряде сегментов экономики, в целом ряде отраслей: в строительном сегменте, сельскохозяйственном производстве и реализации продукции пищевой промышленности. И, конечно, туризм, авиасообщение».
Акции «Аэрофлота» накануне упали почти на 3%. Turkish Airlines за 3 дня потеряли больше 10% капитализации. Авиакомпания активнее других наращивала рейсы, став крупнейшим иностранным перевозчиком в России. Теперь бизнес-модель придется поменять, как и российским компаниям, которые активно развивались в Турции. Такова эпоха непредсказуемых рисков для бизнеса.