Эрдоган: ВВС Турции не знали, что атаковали российский самолет
Президент Турции заявил, что его страна всегда выступала за мир и дипломатию. Вместе с тем он добавил: «Но пусть никто не ждет, что мы останемся глухи и слепы к нарушению нашего пространства, наших границ»
Читать на полной версииПрезидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что ВВС его страны при атаке на Су-24 не знали, что он российский. Выступая на международном исламском экономическим конгрессе в Стамбуле, политик сказал, что Турция не собирается раздувать инцидент со сбитым российским военным самолетом Су-24, что его государство всегда выступало за мир, диалог, дипломатическое урегулирование. «После этого мы будем продолжать делать то же
самое. Но пусть никто не ждет, что мы останемся глухи и слепы к нарушению нашего пространства, наших границ», — подчеркнул глава Турции.
Ранее сегодня послу Турции в России было сделано жесткое представление и заявлен решительный протест, сообщил МИД РФ. По информации СМИ, вопрос об отзыве посла России из Анкары пока не рассматривается.
Накануне президент России Владимир Путин заявил, что крушение Су-24 будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев допустил отказ от совместных проектов с Турцией и потерю турецкими компаниями позиций на российском рынке.
Business FM опросила экспертов, по каким сферам это может ударить больше всего. С рынка могут уйти турецкие строители, и неизвестно, по кому это ударит больше — по Москве или Анкаре, говорит Управляющий партнер компании «Юникварт» Артем Цогоев.
Артем Цогоевуправляющий партнер компании «Юникварт»«У нас достаточно много сейчас компаний турецких, которые ранее занимались строительством, они сейчас начинают заниматься девелопментом. То есть они вкладывают деньги в проекты строительства жилья. Например, одна из крупных компаний московского региона «Мёбе», у нее четыре жилых комплекса в Химках, в районе Сходни, и бизнес-центр на Ленинградском шоссе. Как будет сказываться эта ситуация на работе этой конкретной компании, я не знаю, но у нас все турецкие компании, крупные подрядчики, они так или иначе вкладывают деньги в стройку. На рынке у нас объем турецкого строительства сейчас составляет 10%». Если им придется уйти, на стройках произойдет замена подрядчика. Турецкая банковская система развивалась благодаря кредитам на Россию. У них были некие кредитные лимиты на РФ, они кредитовали своих турецких строителей, поставщиков строительных материалов и так далее, но если этот рынок будет закрыт, то для финансовой системы Турции это будет большой удар. Турецкие компании тоже вкладывают в российскую экономику, платят налоги здесь. Все эти проекты ведутся турецкими компаниями, но эти компании зарегистрированы в России и платят в России налоги. Вся эта ситуация, которая складывается, она не в пользу ни той, ни другой стороны, потому что Россия не зарабатывает деньги, на налогах теряет, объемы там очень большие. Помимо этого теряет возможность строить за дешево, то есть подрядчики турецкие отличаются тем, что они строят быстро, иногда строят за свои деньги, потому что привлекают фондирование дешевое в Турции, поэтому зачем так делать?»
Уже сегодня, 25 ноября, Россельхознадзор ввел временные ограничения на поставки в Россию мяса птицы с одного из турецких предприятий — в его продукции нашли бактерии листерии.
Из известных на российском рынке турецких брендов, например, можно вспомнить пиво Efes. Этой ночью около ульяновского офиса пивоваренной компании группа молодых людей устроила акцию протеста: они сорвали со здания турецкий флаг, забросали его яйцами, после чего заменили его флагами России и ВДВ. На асфальте парковочной площадки перед офисом пивзавода появились оскорбительные надписи в адрес Эрдогана.
О том, как может пострадать товарооборот с Турцией, что и сколько мы у нее покупаем, рассказывает директор аналитического департамента ИК «Golden Hills КапиталЪ АМ» Михаил Крылов:
Михаил Крыловдиректор аналитического департамента ИК «Golden Hills КапиталЪ АМ»«Нас с Турцией связывает торговля одеждой, бижутерией, торговля кожей, тканями, украшениям. Это в очень небольших в последнее время объемах. После 2013 года сильно сократился товарооборот на 36%, как раз за счет челночной торговли, туризма. Примерно 2-3 млрд приходится на торговлю вот этими товарами, включая одежду, украшения, предметы домашнего обихода, но главным образом, конечно, продукцию текстильной промышленности. Мы покупаем у Турции товаров примерно на 3-4 млрд долларов и туристических услуг еще примерно на столько же. Думаю, в товарной составляющей главным образом надо учесть строительные материалы, которые закупаются российскими компаниями для общих проектов с турецкими фирмами. В стройматериалах порядка 500 млн до 1 млрд долларов приходится на стройматериалы и на незавершенное строительство, в том числе».
Среди проектов, которые теперь под угрозой — возможность строительства газопровода «Турецкий поток». Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил вчера, что «ситуация по проекту будет тщательно изучена». Для «Газпрома» отмена «Турецкого потока» означает, что Турция продолжит снабжаться газом через Украину, и не ясно, как будет решена задача снабжения Балкан. При этом так и не будут использованы уже сделанные огромные инвестиции в газопроводы в России под масштабные экспортные проекты через Черное море. «Если «Турецкий поток» не будет построен, это будут проблемы Турции, которой придется учитывать украинский транзитный риск», — заявил источник газеты «Коммерсантъ», близкий к «Газпрому». Вот как ситуацию в беседе с Business FM прокомментировал партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин: «Про «Турецкий поток» я говорить не буду, это мертвый проект уже давно. Его отменять — это будет просто пиар-акция, то есть что, убивать мертвеца? Вместе с Германией Турция — наш самый крупный покупатель того же газа. Это потеря еще одного рынка».