НАТО фактически приняло турецкую версию событий вокруг сбитого российского самолета. По словам генсека Альянса Йенса Столтенберга, Су-24 нарушил воздушное пространство Турции. Однако в СМИ появились разные версии того, что на самом деле происходило за закрытыми дверями экстренного заседания совета НАТО.

Военно-дипломатический источник РИА Новости сказал, что некоторые государства НАТО (какие, не уточняется) высказали мнение, согласно которому самолет был поражен над территорией Сирии, а не Турции. Возникли серьезные разногласия по поводу утверждений Анкары, по которым российский самолет получил более 20 предупреждений. По сведениям источника, их было только два. Ряд стран подчеркивали необходимость «не повышать тон» и снизить напряженность ситуации в сотрудничестве с Россией. По словам источника, заявление Столтенберга якобы является личной позицией генсека, которую он не согласовал с остальными участниками Совета.

New York Times в свою очередь пишет, что на заседании представители турецкой стороны обнародовали аудиозапись предупреждений, сделанных российским пилотам, и те якобы не отвечали. Как отмечает агентство Reuters, генсек НАТО Йенс Столтенберг отверг предположения о том, что инцидент произошел за пределами Турции. Однако источник агентства в Вашингтоне сказал, что, по данным США, самолет был сбит в воздушном пространстве Сирии — якобы в пользу этой версии говорит обнаруженный «тепловой след самолета».

Президент США Барак Обама заявил, что Анкара имеет право защищать свое воздушное пространство. Но главное сейчас — это предотвратить конфронтацию Турции и России. Для этого глава Белого дома в ближайшие дни переговорит с президентом Эрдоганом. Об этом же говорил и Франсуа Олланд, как, впрочем, и остальные представители западных стран — лишь бы не было войны: «Я считаю, что сейчас для нас очень важно, чтобы Россия и Турция контактировали друг с другом, чтобы выяснить, что произошло, и принять меры, которые позволят избежать эскалации. Учитывая военные возможности России и их влияние на режим Асада, сотрудничество с их стороны было бы чрезвычайно полезно для урегулирования гражданской войны в Сирии».

Владимир Путин отреагировал на произошедшее предельно жестко: здесь главное — ответ, но все-таки без военных последствий.

Владимир Путинпрезидент Российской Федерации«Сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники террористов, по-другому я не могу квалифицировать то, что сегодня случилось. Наши летчики и наш самолет никак не угрожали Турецкой Республике, они проводили операции по борьбе с ИГИЛ (данная организация запрещена в РФ — Business FM) в Северной Латакии, это горная часть, где сосредоточены боевики, в основном выходцы из РФ».

Минобороны России обещало, что отныне все самолеты ударной авиации в Сирии будут сопровождаться истребителями. С моря их прикроет ракетный крейсер «Москва», оснащенный системой ПВО, аналогом С-300. Высказывания многочисленных экспертов и наблюдателей гласят: российские самолеты там и раньше постоянно летали, и турки об этом знали, но удар был нанесен именно в день встречи Обамы и Олланда, где речь шла об участии России в коалиции. В итоге стороны заявили, что участие Москвы в борьбе с ИГИЛ оправданно, но политически ничего не изменится, в частности, Асад должен уйти и чем скорее, тем лучше.

Реджеп Тайип Эрдоган молчал весь день и лишь к вечеру по московскому времени, одновременно с пресс-конференцией Обамы и Олланда в Вашингтоне, прокомментировал произошедшие события. Границу Турции нарушил неизвестный самолет, страна имеет право на защиту, действовала в рамках системы реагирования на угрозы. Но о России ничего, у Анкары нет претензий конкретно к какому-либо государству. Косвенно из выступления можно понять, что Анкара также вступилась за сирийских туркмен, которые живут в прилегающих районах и которых атакует авиация, также не понятно чья. В итоге два ближайших союзника фактически оказались на грани войны.

Считается, что Эрдоган является главным пострадавшим в политическом плане, в результате российской операции, да и американской в принципе тоже. Последние поддерживают курдов, Москва — Асада. Эрдоган своему народу обещал если не великую Турцию, то, по крайней мере, рост ее авторитета, на деле получается перспектива Курдистана и де-факто коалиции России и Запада, пусть даже и при заклинании о том, что Асад должен уйти.

Эрдогану нужно как-то перехватывать инициативу. Дальше, видимо, Запад будет посредником, чтобы избежать роста напряженности. Можно даже предположить, что глава Турции не упоминает Россию, чтобы сгладить последствия. При этом Анкара выставит свои условия, но теперь ход за Путиным. Видимо, Москва не намерена прекращать полеты своей военной авиации. Понятно, что для Кремля важно адекватно ответить, и это учитывая, что обе страны только что называли себя стратегическими партнерами.