Один из российских пилотов сбитого бомбардировщика Су-24 якобы спасен. Это утверждает ливанский канал Al Mayadeen («Аль-Майадин»). Ранее в Минобороны России рассказали, что, по предварительным данным, один из летчиков был убит после «огня с земли».

По сведениям канала, поиски пилота продлились шесть часов. После этого в течение двух часов сирийские силовики выводили его из тыла повстанцев. Летчика воздушным путем доставили на базу Хмеймим в Латакии, где базируется российская авиагруппа, и сейчас он находится в безопасности, утверждает ливанский телеканал. Официальных сообщений об этом пока нет.

Накануне российский Генштаб сообщил, что российский вертолет Ми-8, задействованный в поисково-спасательной операции на месте падения бомбардировщика, уничтожен с территории, подконтрольной бандформированиям, погиб один морской пехотинец. Все действия ударной авиации РФ в Сирии теперь будут осуществляться только под прикрытием самолетов-истребителей. А все контакты с Турцией по военной линии будут прекращены, сообщили также в Генштабе. Почему турки сбили российский самолет?

Су-24 сбили над Сирией, в километре от Турции. Атакующий самолет нарушил сирийскую границу. Попыток установить визуальный контакт или выйти на связь с бомбардировщиком не было. Это версия российских военных, которые ссылаются на данные радиолокационной разведки аэродрома Хмеймим. Американцы утверждают, что Су-24 вторгся на территорию Турции на несколько секунд, буквально «чиркнул». Турки пишут, что самолет пролетел в их воздушном пространстве полтора километра, это заняло семнадцать секунд. В качестве доказательства они публикуют фото с радара. На нем траектория полета Су-24 проходит над турецким районом Ашагыпуллуязы. Это своеобразный выступ, который вклинивается в территорию Сирии. Рядом с этим районом проходит трасса российских истребителей и бомбардировщиков, если погодные условия не позволяют зайти на посадку в Латакию со стороны моря. Узкое место, где на скорости в 1500 км/ч действительно сложно не «чиркнуть» в соседнем воздушном пространстве. Турецкие военные утверждают, что предупреждали российский бомбардировщик о нарушении границы 10 раз и только после этого открыли огонь на поражение. Другими словами, турки за 17 секунд послали Су-24 десять предупреждений, получили приказ об уничтожении, навели на цель и ударили. Все это маловероятно просто технически. Приказ сбить российский самолет был заготовлен заранее, турецкие военные устроили засаду и ждали, говорит военный летчик Валерий Бурков:

Валерий Бурковвоенный летчик«Все это спланированная абсолютно акция. Специально караулили, когда наш самолет будет работать рядом с границей. То есть это спланированная, умышленная, враждебная акция по отношению к РФ, нападение на ее Вооруженные силы. Такое нападение не может быть осуществлено без политического решения на самом высоком уровне. Военные — только исполнители».

В начале военной операции в Сирии российский Су-30 уже нарушал воздушное пространство Турции. Президент Эрдоган расценил этот инцидент как угрозу безопасности страны — члена НАТО. Тот факт, что российская авиация занимается проблемами Сирии, а не Турции, во внимание принят не был. Более того, турецкие пилоты сами неоднократно нарушали воздушное пространство, с той же Грецией. Буквально этим летом шесть истребителей 20 раз пересекли границу в районе Эгейского моря. Залет закончился парой предупредительных выстрелов со стороны греческих ВВС.

Вторжение в чужое воздушное пространство не редкость, и, как правило, подобные инциденты заканчиваются дипломатическими нотами, в крайнем случае, огнем по курсу нарушителя, продолжает почетный президент Московского аэрокосмического салона заслуженный летчик-испытатель РФ Магомед Толбоев.

Магомед Толбоевзаслуженный летчик-испытатель РФ«Любое прохождение самолета, тем более в ситуации боевых действий, можно прощать. Если ошибся, летчику можно простить. Я понимаю, когда я сижу в кабине, как мне тяжело быть одновременно и летчиком, и штурманом, и радистом. Лучше бы турки помогли бы, поправили, чем предпринимать такие радикальные меры. Я просто считаю, это с точки зрения офицера любой армии, это произошло по вине турков, я считаю, турецкие офицеры нарушили кодекс чести офицеров».

Если отбросить маловероятную версию «личной инициативы» турецкого пилота, Су-24 сбили по приказу, подготовленному заранее. А ответ на вопрос «Почему?» надо искать в турецкой политике в Сирии.

Охлаждение отношений между Россией и Турцией было заметно еще на саммите G20 в Анталии, отметила корреспондент французской газеты «Ле Монд» в Стамбуле Мари Жего. Однако она не считает спланированной провокацией сбитый турецкими ВВС российский бомбардировщик. «Я бы не сказала, что турецкие власти нарочно действовали. Ведь можно упомянуть то, как подобные инциденты имели место в начале октября, когда тоже российская авиация не раз вступила в турецкое воздушное пространство, и тогда даже Москва и Анкара встречались и на военном уровне, чтобы и договориться, чтобы это не случилось больше. Можно сказать, что отношения испортились, и это чувствовалось на саммите G20, где президенты Эрдоган и Путин коротко встретились, потому что, во-первых, они совершенно не могут наладить те разногласия по поводу судьбы президента Башара Асада в Сирии, и видно было тогда, что Россия хотела показать Турцию главным помощником исламистов, которые борются в Сирии против армии Башара Асада. Когда Путин приехал на саммит, он показал другим представителям «большой двадцатки» какие-то документы о том, как Турция закрывает глаза на торговлю нефтью «Исламского государства», — отметила Жего.