Владимир Путин принял участие в форуме стран-экспортеров газа в Тегеране. Президенту России пришлось прерывать свой доклад по причине того, что организаторы не обеспечили перевод выступления с русского языка. После некоторой паузы вопрос удалось решить. Путин говорил о намерении России нарастить добычу и поставки газа на восточном направлении, он сослался на данные экспертов о том, что спрос на «голубое топливо» в мире к 2040 году вырастет на 32%, почти до 5 трлн кубометров. В 2014 году эта цифра составляла 3,7 трлн кубометров. Кроме того, глава государства призвал не отказываться от долгосрочных контрактов по продаже газа по системе «бери или плати», то есть от схемы, по которой сейчас работает «Газпром». Участие президента России в форуме стран-экспортеров газа Business FM прокомментировал партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
Некоторые считают, что газ не является главной темой поездки Путина в Иран, но форум все-таки стран-экспортеров, и он для России актуален. Но какая практическая польза от форума для России?
Михаил Крутихин: Форум уже не раз показывал, что это абсолютно бесполезная организация. Она была бы эффективной, если бы это был какой-то картель по образцу некогда существовавшего ОПЕК, потерявшего влияние на рынке. Члены этой организации не могут никоим образом манипулировать ценами на газовом рынке. Более того, туда не входит множество стран, которые являются ведущими производителями газа на этом рынке. Кроме того, каждый из членов этого форума преследует свои собственные коммерческие задачи и совершенно не намерен с кем-то проявлять солидарность или действовать в унисон. Поэтому это чистая тусовка, на которой делаются громкие заявления, не всегда имеющие под собой какое-то основание.
Иран — наш партнер, сосед, с одной стороны, с другой стороны, конкурент на газовом рынке, особенно после снятия санкций с Тегерана, может стать серьезным конкурентом. Будет ли Россия каким-то образом координировать свою газовую политику с Ираном, и пойдет ли на подобную координацию именно Иран?
Михаил Крутихин: Ирану от России могло бы понадобиться в газовом плане что? Совершенно никакая не координация. Они нацелены на разные рынки, действуют совершенно разными методами. Ирану могла бы понадобиться помощь России финансовая в развитии нефтегазовой отрасли, Россия финансы предоставить сейчас не в состоянии, у самой не такое положение. Ирану могла бы понадобиться передовая технология в возрождении нефтегазовой отрасли после санкций, у России этого тоже нет, так что это просто обмен любезностями и не больше.
В Европе очень хотели бы видеть иранский газ, с другой стороны, иранский газ — это конкурент российскому газу.
Михаил Крутихин: А вот это не так. Прежде всего, почему это в Европе хотели видеть иранский газ? Иран уже проводил три раунда переговоров с Турцией о возможностях поставки своего газа в Европу. После того, как понял, что это невозможно, они отказались от этой генеральной линии, и Иран сейчас нацелен на экспорт газа в двух направлениях. Первое — это Пакистан, если по трубам, они уже до пакистанской границы построили газопровод, это Кувейт, это Ирак, то есть страны Персидского залива. Кроме того, сжиженный природный газ. В Европу Иран тянуть какие-то трубы сейчас не собирается, поэтому там, на европейском рынке, Иран — не конкурент «Газпрому», и им тут обсуждать совершенно нечего.
Накануне форума Владимир Путин встретился с аятоллой Али Хаменеи. Президент России преподнес духовному лидеру Ирана старинный рукописный экземпляр Корана. Стороны, в частности, обсуждали Сирию, Путин высказался против навязывания сирийскому народу извне какой-либо новой формы правления. Хаменеи поблагодарил президента России за поддержку по ядерному досье.