Обама ругает, а Асад хвалит Россию за борьбу с ИГИЛ
Президент Сирии считает, что Россия за два месяца добилась в его стране больше, чем США и их союзники за год. В то же время американский лидер полагает, что действия РФ не направлены на борьбу с ИГИЛ
Читать на полной версииРоссия за два месяца добилась больше, чем западно-арабская коалиция за год. Уверенность в этом выразил президент Сирии Башар Асад в интервью гонконгскому телеканалу Phoenix TV. По его мнению, участие ВКС России в контртеррористической операции на территории Сирии оказало очень позитивное влияние на ситуацию в стране. Асад также несколько раз мягко намекнул на возможность диалога как с Западом и его оппонентами на Ближнем Востоке, так и с сирийскими силами.
О российской операции
С недавнего времени, вследствие активности российских воздушных сил, ситуация в стране начала значительно улучшаться. Я могу сказать, что армия наступает почти на всех фронтах.
О действиях России и западно-арабской коалиции
Давайте проведем сравнение на основе фактов. До российского вмешательства два месяца назад, американский альянс уже год вел свою кампанию против террористов, и в результате они только заняли еще больше территорий. А в первый месяц российской операции те же террористы начали тысячами бежать в Турцию и другие страны. Это факт.
О гражданской войне
Если говорить об определении кризиса, то нет, это не гражданская война. Причины гражданской войны — внутренние. А не страны, которые поддерживают террористов, открыто заявляя, что они намерены изменить государство или, как они это называют, «режим». Так что нет, это не гражданская война, это война.
Об оппозиции
На самом деле, не существует никаких «оппозиционных групп». Этот термин не включает в себя повстанцев, это политический термин, а не военный. Если же говорить об умеренной оппозиции, она существует как в Сирии, так и вне. Некоторые из них политически поддерживают террористов, другие поддерживают правительство, хоть и являются оппозицией.
О контактах с повстанцами
Мы работаем с некоторыми повстанцами, поскольку мы стремимся к примирению в Сирии. А если стремишься к примирению, то приходится разговаривать и с вооруженными людьми.
Об уходе от власти
Еще рано говорить, буду ли я участвовать в выборах президента. Нельзя говорить о чем-то, что может быть произойдет только через несколько лет. Если говорить о политическом процессе после победы над террористами, за два года можно будет претворить в жизнь все необходимые реформы. Тогда можно будет говорить о диалоге, о Конституции и о референдуме.
Также довольно четко прозвучала готовность Асада к новой поездке в Москву. В ответ на вопрос о готовности к диалогу с Западом он несколько раз упоминул «Москву-3», то есть возможность еще одной поездки в Россию, причем на этот раз уже для проведения диалога «между сирийцами».
Некоторые эксперты спекулируют, что сирийский лидер хочет постепенно выйти из изоляции на фоне укрепления роли России в ближневосточных делах. В интервью Асад одновременно отказался признавать существование в стране каких-либо «оппозиционных групп» и заявил о готовности выйти на контакт с некоторыми из группировок для нормализации ситуации в Сирии. Говорит ли это о каком-то смещении в сторону готовности к диалогу?
Семен Багдасаровдиректор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии«Асад для начала должен хорошо укрепить свои позиции до наступления этих переговоров. В первую очень он должен заявить о своей готовности вести переговоры с «сирийскими силами», куда входит как раз партия Демократического союза, это курды, Сирийский военный совет и отдельные отряды Сирийской свободной армии и небольшие арабские, курдские и даже туркменские два отряда. Вот с этой коалицией, в которой, на самом деле, сейчас от 50 до 70 тысяч человек, и которая контролирует большую территорию, и это не пустыня, как некоторые у нас говорят, это долина реки Евфрат со всеми сельскохозяйственными промышленными и прочими предприятиями. Он может сесть за стол переговоров, или надо его убедить? Или он так и будет находиться под влиянием иранских советников. О реальном уходе Асада от власти речь не идет. Не хочет он уходить, очевидно, но видите, но чтобы достичь мира в Сирии должна существовать реальная формула прекращения конфликта. За основу должны быть взяты ливанские соглашения, в той стране, где, несмотря на потрясения в соседней Сирии, чудом удается сохранить мир. Асаду просто надо спуститься с небес на землю и реально посмотреть на ситуацию. Конечно, нужна другая конституция, другая система устройства ситуации совершенно с учетом того, что курды не откажутся от своей автономии. Как быть с христианами? Как в будущем все это будет? Конечно, есть террористы, кто бы спорил? А как с другими организациями быть? Если Асад идет на то, что Сирия будет светским государством, надо садиться за стол переговоров, кто бы они ни были. С другой стороны, а кто Асаду помогает? Хэзболла — это что, светская организация? Нет, исламская террористическая группировка. А Иран, это что? Светское государство? Теакратическое государство. Но надо реально смотреть на вещи. Почему мы в облаках летаем и даем летать Асаду?»
Между тем Барак Обама призвал Россию сосредоточиться именно на борьбе с ИГИЛ в ходе бомбежек сирийской территории. По мнению американского президента, то, что российские самолеты бомбили позиции умеренной оппозиции, которая противостоит и джихадистам, и правительственным войскам Асада, местами способствовало усилению ИГ.
На фоне терактов в Париже Обама занял не самую привычную для себя «ястребиную» позицию и обещал полностью уничтожить ИГИЛ. Он также заявил о готовности к сотрудничеству с Россией в этом вопросе. Однако перед этим Москве предстоит принять стратегическое решение. Сейчас, по мнению американского лидера, Россия в большей степени занята поддержкой Асада, а не борьбой с теми, кто ответственен за теракт на российском самолете.
Барак Обамапрезидент США«Мы отобьем у них территорию, которую они сейчас занимают. Мы лишим их источников финансирования, уничтожим их лидеров, разрушим все их сети, каналы поставок и в итоге уничтожим их полностью. Я кратко обсудил с Владимиром Путиным необходимость того, чтобы он направил российские усилия против тех, кто организовал теракт на российском самолете и убил более двух сотен российских граждан. И это не те группировки, по которым сейчас наносят авиаудары ВКС России. Так что России придется определиться со своими приоритетами».
Во вторник Обама примет в Белом доме президента Франции. После террористической атаки на Париж Франсуа Олланд отдал приказ об усилении бомбардировок позиций ИГИЛ и выдвинул идею глобальной антитеррористической коалиции с участием РФ и США. Из Вашингтона французский лидер намерен направиться в Москву на встречу с Владимиром Путиным.