Дальнобойщики Дагестана собрались в поход на Москву
Акции протеста дальнобойщиков набирают оборот. По мнению политологов, ситуация может выйти из-под контроля правительства страны. Однако в Кремле просят не драматизировать ситуацию
Читать на полной версииВ Кремле предпочитают не драматизировать ситуацию с забастовками грузоперевозчиков, заявил Business FM пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. За акциями дальнобойщиков глава государства следит, но вмешиваться не собирается, это зона ответственности правительства, добавил Песков.
Эксперты при этом говорят, что власти напрасно недооценивают возможные последствия самого крупного за последние годы социального протеста. Накануне, напомню, в 80 городах страны прошла уже вторая крупная забастовка перевозчиков.
Все стало гораздо серьезнее, масштабнее и злее. Десятки городов и в каждом десятки, а то и сотни фур, как сообщают журналисты с мест. Кто-то вставал в цепь у обочины, кто-то ехал со скоростью 5-10 километров в час, а кто-то просто заблокировал трассу. В некоторых регионах водители грузовиков переходили дорогу по зебре. Туда-сюда, не останавливаясь. Движение машин на этом участке было парализовано. В YouTube достаточно роликов. Приезжавших на место гаишников дальнобойщики буквально ни во что не ставили. Теоретически справится с ними можно было бы только силами ОМОНа, но забастовки проходят по всей стране, и на всех омоновцев не хватит. К тому же это не люди с Болотной. Это дальнобойщики. А один из видеороликов демонстрирует, как полицейский говорит возмущенной толпе, что он сам тоже многим недоволен и, в принципе, разделяет гнев собравшихся. Даже опрос среди пользователей делового портала BFM.ru, проведенный после первой акции протеста перевозчиков показал, что пользователи поддерживают дальнобойщиков в их борьбе и готовы из солидарности стоять в пробках. Какими могут быть последствия первого за последние лет 15 большого социального протеста? Ответ на поверхности, но власти делают вид, что не замечают этого, удивляется генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.
Валерий Хомяковгенеральный директор Совета по национальной стратегии«Странное поведение властей, на самом деле, они как-то первый раз сделали вид, что ничего не произошло, и сейчас, по-моему, тоже. Это удивительно. Не хочу накаркать, но в данной ситуации, я не исключаю, что это акция дальнобойщиков может привести к некому такому достаточно масштабному, активному, социальному протесту. Помимо дальнобойщиков, многие недовольны тем, что у нас растут тарифы, растут цены на капитальный ремонт, в частности, в той же Москве. Такая страусиная политика властей, может дать очень серьезный обратный эффект».
Понятно, что сегодня власть повсюду ищет источники пополнения бюджета. Планируется, что перевозчики ежегодно будут давать по 50 млрд рублей на ремонт дорог. Правда, 10 из них по договору будут доставаться оператору системы «Платон». На ремонт остается 40. Оно того стоит?
Михаил Блинкинадиректор Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭОбщий вес федеральной гос программы 24 - это все дорожное хозяйство включая федеральную целевую программу. Общий вес этой программы - 560 миллиардов по текущему году. Добавку к этому 40 миллиардов - это 8% это совсем не мало.
К слову, собирать деньги с перевозчиков за проезд по федеральным трассам придумали еще несколько лет назад, когда с деньгами было не так плохо. И некоторые наблюдатели обратили внимание больше не на цифру 40 млрд, которые по плану должный пойти на ремонт трасс, а как раз на те 10, что будут заплачены оператору — компании, которая получила госзаказ без конкурса, напрямую решением Ростеха, после чего 50% оператора были проданы сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю.
И все-таки, возвращаясь к 40 млрд, стоит ли бороться за эти 8%? Может быть, власти проще отступить? Но тогда создается опасный прецедент. Политолог Николай Петров считает, что дальнобойщики в итоге победят, но правительство постарается насколько это возможно растянуть принятие неудобного для себя решения.
Николай Петровполитолог«Это будет пример того, как хорошо организованная, пусть и не большая, группа людей может вполне отбить такую не очень подготовленную попытку у них какие-то дополнительные деньги вынуть из кармана. Это будет нехорошим прецедентом. и власти это прекрасно понимают. Я думаю, что можно ожидать развитие по сценарию неудачной реформы. Можно ожидать, что это решение будет отодвинуто, а дальше может быть от него власти откажутся».
В четверг в ходе акции протеста дальнобойщиков погиб человек. В цепь припаркованных у обочины фур влетел еще один грузовик. Возбуждено уголовное дело. Росавтодор после этого призвал перевозчиков больше не бастовать. В ведомстве подчеркнули, что решение о введении платы за проезд все равно не отменят. Тем временем председатель профсоюза перевозчиков Александр Котов рассказал о том, что дальнобойщики из Дагестана собираются выдвинуться на Москву. По его словам они уже выстроились в колонну длиной больше 50 километров.