Взрывчатку на борт А321 мог пронести пассажир-смертник
Появились новые подробности в расследовании теракта на борту российского лайнера. По неподтвержденной информации, взрывчатое вещество на борту судна находилось под пассажирским сиденьем
Читать на полной версииВзрывное устройство на борту российского самолета А321, разбившегося в Египте, находилось не в багажном отсеке, а в салоне лайнера. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ», ссылаясь на источник, близкий к следствию. По его данным, бомба, скорее всего, была заложена под пассажирским сиденьем у окна. Ее срабатывание привело к разрушению хвостового шпангоута и разгерметизации. В пользу этой версии, якобы, свидетельствует найденная на месте катастрофы часть фюзеляжа с пробоиной в обшивке диаметром примерно метр на метр и выгнутыми краями. Эксперты считают, что наряду с обслуживающим персоналом самолета взрывчатку в салон мог также пронести и пассажир-смертник.
Андрей Литвиновкомандир экипажа А320 авиакомпании «Аэрофлот»«Самолет прилетает куда-то, приходят уборщики на самолет, они убирают салон, пылесосят, чистят, и выходит представитель этой компании, может заходить, может заходить служба авиационной безопасности. Служба безопасности. Вообще, всегда должна приходить для того, чтобы все пассажиры, которые прилетели, чтобы они ничего не оставили в самолете. Поэтому приходят уборщики, уборщики убирают. Чтобы уборщики ничего не оставили тоже. Служба авиационной безопасности проходит на самолет, проверяет все багажные отсеки, куда чемоданы складывают, проверяют под сидениями все, проверяют все шкафчики и выходят из самолета. Где-то это выполняется, а где-то, наверное, может быть, игнорируют. Это делает служба авиационной безопасности, соответственно, страны прилета. Но при условии, что у них есть пропуск на самолет. Поэтому бортпроводник стоит всегда на входе и проверяет у всех, кто заходит на самолет. Проверяет бейджики. Одни пропуска дают право прохода на самолет, а другие пропуска только на территорию аэропорта. Грузчиков багажа тоже должны проверять. Очень пристальное внимание всегда уделяется багажу, который пассажир сдал, но по каким-то причинам не полетел. Ну, может, опоздал, может лишнего выпил в транзитном зале, тогда этот багаж снимается с самолета. Считается, что это небезопасно, потому что раз пассажир сдал чемодан, а сам не летит по каким-то причинам, то его багаж нужно снять. Еще считается, что пассажир не будет сам себя взрывать, например. Но видите, жизнь у нас поменялась, и поэтому есть шахиды, которые взрывают сами себя, и поэтому, конечно, сейчас чемоданы нужно проверять очень тщательно, которые сдают. В Израиле же как-то справляются с этим».
Генерал-майор запаса, эксперт-взрывотехник, внештатный сотрудник Следственного управления по терактам на транспорте Виктор Павловский, в свою очередь, рассказал Business FM, что могло представлять из себя взрывчатое вещество.
Виктор Павловскийгенерал-майор запаса, эксперт-взрывотехник, внештатный сотрудник Следственного управления по терактам на транспорте«Это было взрывчатое вещество, оно находилось в пакете. То есть оно не имеет вид никакого снаряда, не имеет вид некоего боевого предмета, это был просто пакет, по всей видимости, заполненный взрывчатым веществом и с часовым механизмом приведения в действие».
По мнению эксперта, обнаружить это вещество при досмотре ручной клади по монитору возможно, но все зависит от опыта персонала аэропорта, вызовет ли у них сомнения этот мешок.
«Второе — не было собак. Собака бы не пропустила в ручной клади никаких взрывчатых веществ, потому что это вещество имеет запах определенный очень сильный, собака бы обязательно нашла. Это был порошок, по всей видимости. Вы видели килограмм песка сахарного? Вот вам и устройство все».
Бывший первый руководитель взрывотехнического подразделения КГБ СССР, эксперт-консультант по вопросам разработки концепций безопасности офисов и личности Владимир Михайлов считает, что для разрушения самолета этого количества взрывчатки было достаточно. Он также не исключает версию, что бомбу в самолет мог пронести кто-то из пассажиров.
Владимир Михайловбывший первый руководитель взрывотехнического подразделения КГБ СССР, эксперт-консультант по вопросам разработки концепций безопасности офисов и личности«В общем-то, для разрушения самолета достаточно небольшого заряда, все зависит именно от того, где расположить бомбу. Априори известно, что на работников аэропорта очень часто просто не обращают внимание: ну, ходит человек в рабочей форме, пришел убирать салон самолета, обычно это два-три человека, уборщик. Каждый в своем секторе работает, и чем занимаются другие, во-первых, он не смотрит, во-вторых, ему откровенно наплевать. И, к сожалению, действительно у нас контроля за этим практически не наблюдается во многих аэропортах. Как у нас, не берусь судить, мне кажется, более тщательно смотрят, сейчас, безусловно, с учетом того, что выявлено. В данном случае вполне возможный вариант, что на борту самолета находился смертник, но это, я думаю, уже анализируется и даже давно проанализировано, потому что если установлено место взрыва, то совершенно очевидно, известно, кто там сидел. Нам же с вами недаром паспорта сканируются при регистрации билетов».
Ранее глава ФСБ Александр Бортников сказал президенту Владимиру Путину, что на борту самолета был совершен теракт. Эксперты обнаружили на личных вещах пассажиров, багаже и обломках самолета «следы взрывчатого вещества иностранного производства». Мощность бомбы составляла до 1 кг в тротиловом эквиваленте, сказал Бортников.