Компенсации родственникам погибших в авиакатастрофах. У них и у нас
В Америке выплаты родственникам погибших в авиакатастрофе порой достигают нескольких миллионов долларов. В среднем на Западе страховка — 170 тысяч долларов. По текущему курсу это свыше 10 миллионов рублей. В России — в пять раз меньше, два миллиона рублей. Может ли цена жизни быть выше уровня жизни. И почему?
Читать на полной версииСтраховая компания Allianz выплатила 110 миллионов долларов родственникам пассажиров «Боинга» «Малайзийских авиалиний», который пропал в начале прошлого года. Рейсом, следовавшим из Куала-Лумпура в Пекин, летело 239 пассажиров. Средний размер компенсации составил 460 тысяч долларов — то есть больше 28 миллионов рублей. Но на практике, выплаты семьям варьировались от 50 тысяч до нескольких миллионов долларов.
На размер компенсации влияет гражданство пассажира, а также страна, в которую летел самолет, и над территорией которой произошла авиакатастрофа. Говорит председатель президиума коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» Игорь Трунов.
Игорь Труновпредседатель президиума коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры»«К примеру, европейские правила страхования или Монреальская конвенция говорят о том, что, если самолет летит над территорией государства, где действуют правила Монреальской конвенции, самолет должен быть застрахован по этим правилам. Аналогичная ситуация и в Америке: самые высокие ставки страхования, и если самолет летит над территорией Америки, то он должен быть застрахован по американским правилам. Поэтому многие компании летят в обход американского воздушного пространства, чтоб сэкономить деньги на страховании».
Жизнь каждого пассажира при международных перевозках по упомянутой Монреальской конвенции застрахована на сумму около 300 тысяч долларов. Размер ответственности номинирован в специальных правах заимствования (250 000 прав специальных заимствований — SDR), поэтому сумма в долларах и евро немного меняется от года в год. Но не сильно. По текущему курсу это около 22 миллионов рублей. Но Россия эту конвенцию не подписала, единственная из G20 и стран БРИКС, говорит Игорь Трунов.
Игорь Труновпредседатель президиума коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры»«Мы, наверное, сегодня единственная страна, которая живет по чикагской конвенции 30-х годов, когда еще аэропланы летали с этими устарелыми принципами страхования. Поэтому у нас столько проблем. Потому что материальная ответственность всегда стимулирует вложения в безопасность и в новый парк самолетов. Поэтому в случае с авиакатастрофой «аэробуса» в Египте, которую ФСБ признала терактом, выплаты родственникам составляют два миллиона рублей за пассажира. Это страховая выплата. Каждый авиаперевозчик обязан страховать свою ответственность. И в данном случае произошел страховой случай. Помимо этих денег, правительство Петербурга пообещало выплатить по миллиону рублей семьям погибших».
Сумма компенсаций может быть выше, если вина за катастрофу лежит на иностранном государстве. Так в 2001 году над Черным морем украинские ПВО сбили самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь». Он следовал из Тель-Авива в Новосибирск. Спустя два года (в 2003 г.) по итогам межправительственных переговоров Украина согласилась заплатить по 200 тысяч долларов каждой семье погибших граждан России и Израиля.
Но даже в странах, где конвенция была подписана, с компенсациями не все однозначно. 24-летний австралиец Тим Лаше (Tim Lauschet) получил 50 000 долларов от «Малайзийских авиалиний» в качестве компенсации за смерть матери в авиакатастрофе «Боинга» (рейс MH17), который был сбит под Донецком прошлым летом. Австралиец считает размер компенсации неадекватным и подал иск против авиакомпании. Его адвокат уверен, что размер выплаты должен быть как минимум на 113 тысяч долларов больше. Но авиакомпания требует доказательств, что, потеряв мать, сын ухудшил свое материальное положение.
Восемь австралийских семей, потерявшие своих родных в этой катастрофе, подали иск на несколько миллионов долларов в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) против Украины, России, Малайзии и «Малайзийских авиалиний». Интересы этих семей представляет адвокат Джерри Скиннер, добившийся от Ливии компенсации общим объемом в три миллиарда долларов.
Речь идет о теракте 1988 года в самолете Pan American над шотландским городом Локерби, тогда погибло 270 человек. Лишь в 2003 году Ливия признала ответственность своих официальных лиц за взрыв самолёта. А в 2008-м году, спустя 20 лет от самой аварии, эта страна выплатила семье каждого из погибших по 10 млн долларов в обмен на полное снятие экономических санкций с Триполи.
Как правило, до крупных выплат доходят буквально единицы по 10-15 человек. Родственники остальных пассажиров получают меньшую компенсацию и подписывают документы, что у них нет никаких претензий. Многое зависит от материального положения: кто-то хочет получить денежную сумму сразу, а кто-то готов несколько лет биться для того, чтобы эта сумма была больше в несколько раз, объясняет глава адвокатской компании «Трещев и партнеры» Александр Трещев.
Александр Трещевглава адвокатской компании «Трещев и партнеры»«Они могут подписать сразу бумаги и получить денежные выплаты. А могут пойти в суд, если считают, что этим обстоятельством они ищут виновного, по чьей вине наступила такая трагедия. Всегда есть тот, кто должен был предусмотреть, застраховать: или это авиакомпания, у которой технические неполадки или это террористический акт. Всегда есть помимо причиненного вреда моральный вред, поэтому они часто получают достаточно крупные выплаты, которые измеряются миллионами, а иногда и десятками миллионов за потерянную жизнь. На Западе моральный ущерб может измеряться миллионами долларов. Но в России это пока не так. Хотя судебные прецеденты выплаты миллионов, правда, в нашем случае рублей, тоже есть. В сентябре 2008 года в Перми разбился «Боинг» авиакомпании «Аэрофлот-Норд». Погибли шесть членов экипажа и 82 пассажира. Среди них — советник президента, генерал-полковник Геннадий Трошев. Его семья в 2010-м отсудила у авиаперевозчика более 16 миллионов рублей. Родственники доказали, что Трошев следовал пересадочным рейсом из-за рубежа, в связи с чем они смогли претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров. Страховые выплаты близким остальных пассажиров были до 2-х миллионов рублей.
Но далеко не всегда работа адвокатов бывает успешной, и родственники жертв получают астрономические компенсации. Некоторые просто тратят время, и суды им отказывают. Здесь все зависит от обстоятельств. Каждый случай индивидуален.