День «икс» для дальнобойщиков
С 15 ноября для водителей большегрузов вводится плата за проезд на федеральных трассах. Дальнобойщики предупреждают, что продолжат протестные акции. Это может ударить по реальному сектору экономики и привести к дефициту продуктов
Читать на полной версии15 ноября — день «икс» для дальнобойщиков. Российские дороги перестали быть бесплатными для грузовых фур массой более 12 тонн. До весны придется платить по 1,5 рубля за километр проезда по федеральной трассе, а потом — больше трех рублей.
Система сбора платы заработала, как и планировалось, несмотря на массовые протесты перевозчиков. И они исполнили свои угрозы — многие машины сегодня не вышли в рейс, рассказал Business FM председатель Профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов.
Александр Котовпредседатель Профсоюза водителей-профессионалов«Огромное количество сегодня остались на стоянках, проводят собрания, принимают дальнейшие решения, никто от борьбы не отказался, акции планируются 19 ноября. Договорились с перевозчиками в этот день создать затруднения в передвижении по всем дорогам РФ без исключения. Акция очень простая, она очень не затратная абсолютно. В далекой глубинке люди выехали на федеральную трассу в количестве 3,5 грузовика, встали, заняли практически все полосы и на малой передаче проехали вперед, проезжали час туда и собрали с собой кучу народу, покурили, развернулись, поехали обратно. При этом наверняка будут проходить стихийные акции, они будут раздражать очень здорово. Сил у государства, у силовиков на все не хватит».
Никаких нарушений не предусматривается. Просто забастовка. Более трети машин не вышли на маршруты. К участникам акции 11 ноября приходят участковые, контролируют. Из-за отсутствия поставок уже простаивают некоторые предприятия и заводы, говорит руководитель Профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко.
Валерий Войткоруководитель Профсоюза «Дальнобойщик»«К тем участникам наших акций, которые ходили на дороги 11 ноября, приходят участковые, бумажки, предупреждения о дальнейших акциях. Дальнобойщики отвечают, что наша акция заключается в том, что мы стоим и не выезжаем. Что меня нужно силком запихивать в кабину и гнать на федеральную трассу. У участковых выпученные глаза. Реакция примерно такая. По официальной информации, под систему взимания платежей попадает 1,5 млн машин. По той же официальной информации, 300 тысяч в системе зарегистрированы, остальные не зарегистрированы, считайте сами. Одна пятая зарегистрированных, четыре пятых незарегистрированных, то есть не имеют права там находиться, штрафы. Ситуация уже вышла из-под уровня автоперевозчика. Вот сейчас дефицит провозных возможностей — это не проблема автоперевозчика, это проблема реального сектора экономики, который транспорт обслуживает. Ритейл уже озаботился. У меня масса информации, из региона СМС присылают, комбикормовый завод встал, мебельный тоже. Сахар не могут вывезти, свеклу не могут завезти. То есть вот такие ситуации мозги в правительстве на место поставят гораздо эффективнее и быстрее, чем какие-то наши акции».
Накануне по ситуации высказался министр транспорта Максим Соколов. Он напомнил, что правительство отреагировало на пожелание бизнеса и внесло поправки для уменьшения тарифа на первое время. По словам Соколова, у торговых сетей проблем возникнуть не должно, потому что все крупные ритейлеры уже заключили договоры с эксплуатантами системы сбора платы «Платон». Те перевозчики, которые не успели зарегистрироваться в системе, смогут получить разовые проездные документы на сайте. А для тех, кто не купил маршрутные карты, штрафы будут минимальными, пообещал Соколов.
В то же время в Сибирской ассоциации автоперевозчиков уже заявили, что система «Платон» не готова к работе, и целый ряд перевозчиков столкнулся с проблемами при попытке подключиться.
Проблем никаких нет, маршрутные карты работают, возможность оформления их через Интернет открыта для всех пользователей, заявил Business FM пресс-секретарь компании-оператора системы «Платон» Олег Кириллов.
Олег Кирилловпресс-секретарь компании-оператора системы «Платон»«Никаких массовых проблем с оформлением маршрутных карт на данный момент нет, мы рекомендуем пользователям системы, перевозчикам оформлять маршрутные карты через наш официальный интернет-сайт. Сделать это могут не только зарегистрированные пользователи - для них все проще — они могут это сделать через свой личный кабинет, оплатив маршрутную карту со своего лицевого счета. При этом возможность оформления маршрутных карт открыта и для незарегистрированных пользователей, для тех пользователей, которые пришли на регистрацию в системе за два-три дня до ее запуска. Те, кто приходят только сегодня, они могут через интернет-сайт оформить разовую маршрутную карту, для этого необходимо указать минимальное количество данных, в частности номер машины, имя владельца. Вся процедура занимает пару минут. будет оформлена маршрутная карта, и можно отправляться в рабочую поездку».
Ранее перевозчики заявляли, что введение платы за проезд приведет к резкому удорожанию продовольственных товаров. Назывались цифры в 10%. Эксперты эти прогнозы опровергли. Рост составит 1-2%. Другое дело, что при объективном подорожании в 1% не исключено, что кто-то захочет поднять цены еще на 6 процентных пунктов, списав все на непопулярное нововведение.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что новый сбор за проезд большегрузных грузовиков вряд ли будет определяющим для стоимости товаров, но к дефициту продуктов он не приведет. А цены, по его словам, в следующем году будут расти из-за сезонных факторов и колебаний курсов валют.
Подорожание из-за нового сбора на дальнобойщиков будет, а возможно, на этом фоне вырастут и железнодорожные перевозки, считает президент регионального Профсоюза предпринимателей Владлен Максимов.
Владлен Максимовпрезидент регионального Профсоюза предпринимателей«Если закладывается в транспорт новая составляющая ценовая, то это разбрасывается на товары. Других вариантов быть не может. Если вы везете на большегрузе картошку, капусту, то это одна составляющая, если вы везете что-то более дорогое, то другая. Там это можно особо не заметить, а на дешевом, тяжелом товаре это, безусловно, отразится. И еще я думаю, мы увидим скоро подорожание на железнодорожные перевозки, потому что все это связано, а большегрузные автомобили — это альтернатива железной дороге, и я думаю, что железная дорога, если она еще не причастна к этой истории, то воспользуется этой ситуацией. Но я не думаю, что возможен дефицит продуктов. Вряд ли. Рынок есть рынок, все равно спрос на продовольствие есть. Без продуктов люди сидеть не будут. Дефицит может быть какой-то временный, если сейчас еще будут какие-то акции, перекрытия. Тогда может быть в отдельных районах, в регионах дефицит».
Цены на продукты и товары вырастут, но проблема в другом: очередной сбор не сделает дороги лучше, считает профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.
Иван Родионовпрофессор Высшей школы экономики«Очевидно, что рост этого сбора точно отразится на стоимости продуктов питания, но не приведет к росту дефицита. Мы заливаем чашкой воды достаточно большой пожар. Это вот одна из чашек. Скорее всего, все там успокоится, что-то, может быть, задержат, что-то, может быть, уменьшат, но сигнал здесь в том, что такого рода штучки будут постоянно. Мы с вами, как жители, собираем взнос на капитальный ремонт, но мы же не идиоты, мы понимаем, что никакого ремонта никогда не будет. Просто в такой форме идет дополнительный сбор».
Как сообщают СМИ, владельцы транспортных компаний в Сибири и на Дальнем Востоке в день запуска системы взимания платы с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам решили пока не принимать заказов и не выпускать машины в рейсы. Только в Томской области в целом не менее 300 машин, в Омской — от 70 машин дальнобойщиков временно не будут принимать заказы, хотя диспетчеры грузоотправителей уже звонят и даже предлагают повышенный тариф. Отказ от любых перевозок планируется до 20 ноября.