Мировая теневая банковская система достигла отметки 80 трлн долларов за 2014 год. Совет по финансовой стабильности (FSB) опубликовал исследование, в котором странам G20 рекомендуется провести банковскую реформу. Результаты решили обсудить на конференции по финансовой доступности в Центробанке.

Аниматор Гарри Бардин на свой новый фильм собрал деньги — чуть более 6 млн рублей — с помощью платформы Planeta.ru. Это ресурс для краудфандинга: любой желающий может профинансировать размещенные там проекты. За время существования этой платформы свыше 2 тысяч проектов получили поддержку на более чем 308 млн рублей.

Объем краудфандинга в мире растет экспоненциально: если 5 лет назад он составлял примерно 880 млн долларов, то в прошлом году превысил 16 млрд. За этот год эксперты ожидают удвоение объема — до 34 млрд долларов. По прогнозам, в следующем году такой вид финансирования превысит ставшее уже традиционным венчурное финансирование.

Shadow banking можно перевести как «теневой банковский сектор». Он активно развивается с 2007 года. Краудфандинг даже при объеме в 34 млрд долларов за этот год — лишь капля в этом океане десятков триллионов долларов: в США такой сектор составляет по разным оценкам 50-70% от размера всей банковской системы. В России его объем не велик — 5-9%, говорит начальник главного управления рынка микрофинансирования Центробанка РФ Михаил Мамута.

Михаил Мамутаначальник главного управления рынка микрофинансирования Центробанка РФ«В России масштаб shadow banking сопоставимо мал по сравнению с развитыми странами. Все-таки основной вес shadow banking в развитых странах вкладывают такие институты, которых у нас просто нет, — хедж-фонды, фонды денежных рынков, различные проекты секьюритизации, имеющие очень большие масштабы. В России пока эти инструменты, несмотря на их потенциальную востребованность и полезность, не получили широкого развития».

Сам термин «теневой» несет в себе негативный подтекст, поэтому в Центробанке разделяют понятия: к «теневому банкингу» относят нерегулируемую, непрозрачную финансовую сферу, которая является или незаконной, или близкой к этому и в которой сконцентрированы риски для пользователя, а законное и регулируемое кредитное посредничество называют «параллельным банкингом». Работа регулятора в последние два года как раз была направлена на то, чтобы вывести таких посредников «из тени», отмечает Михаил Мамута.

«Для нас shadow banking — это в основном деятельность небанковских финансово-кредитных посредников, таких как брокеры, дилеры, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы. Все они сегодня находятся в режиме пропорционального регулирования и надзора, и для нас они уже являются институтами параллельного банкинга, а не теневого, как это могло быть рассмотрено три или четыре года назад».

В случае с краудфандингом доступность и простота привлекают как организаторов проектов, так и тех, кто готов вкладывать свои деньги, причем не всегда ради будущей материальной выгоды, а зачастую ради поддержки идеи и возможности создать что-то новое, как в случае с анимированным фильмом.