«Никаких идей в бюджете нет», или чего боится ведомство Силуанова
Госдума 13 ноября рассматривает кризисный бюджет. Проект верстался исходя из расчета среднегодовой цены нефти в 50 долларов. Судя по документу, вырастут расходы на оборону и содержание госаппарата, а экономить государство собирается на медицине и образовании
Читать на полной версииРубль продолжает дешеветь вслед за падающей нефтью. Цена барреля Brent обвалилась к минимумам конца лета, опустившись ниже отметки в 45 долларов. Тем временем Дума утверждает федеральный бюджет. Если следовать проекту документа, на оборону потратят 20% всех расходов — 3 триллиона 145 миллиардов рублей. Для сравнения: в докризисном 2013 году на это направили менее 16% расходов. Такая же ситуация с содержанием госаппарата. В следующем году на эту статью придется более 7% госрасходов, в 2013 году было 6,4%. К примеру, расходы на содержание Госдумы вырастут почти на 3 миллиарда рублей из-за повышения зарплат сотрудникам аппарата и «золотые парашюты» депутатам за перенос выборов. А вот расходы на образование снизятся до 3% вместо 5% в сравнении с тем же 2013 годом, на здравоохранение сократят до 3%. Впервые в России статья о структуре расходов бюджета осталась без отдельного пункта о науке, что вызвало возмущение ученых.
И это первый раз после 2008 года, когда бюджет составлен на год, а не на три. Документ основан на базовом прогнозе Минэкономразвития: нефть — 50 долларов за баррель, среднегодовой курс доллара — чуть больше 63-х рублей, рост экономики — 0,7%. По сравнению с докризисным 2013 годом доходы почти не увеличились, тогда как расходы выросли на 20%. Дефицит бюджета в 2016 году составит 2,5 триллиона рублей. Его почти полностью покроют из Резервного фонда, в котором к концу года останется чуть больше триллиона. Чтобы сверстать даже такой бюджет, пришлось серьезно оптимизировать расходы. К примеру, пенсии в следующем году проиндексируют всего на 4%, то есть ниже прогнозного уровня инфляции.
Центробанк объявил, что планирует в декабре напечатать 1 трлн рублей в связи с традиционным повышением потребительского спроса: в конце года граждане активно тратят деньги, покупая товары и валюту. Ровно такой же суммы — триллиона рублей — по мнению Минфина, может не досчитаться российская казна из-за неблагоприятной внешней конъюнктуры. С чем связаны опасения ведомства Антона Силуанова?
В четверг Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) сохранила прогноз по спросу нефти на следующий год на прежнем уровне, при этом мировые излишки «черного золота» находятся на максимуме почти за 10 лет. Краха сланцевых проектов в США пока не произошло. Да, добыча упала до минимумов прошлого года, да, буровые закрываются, но обвала все-таки нет, а запасы нефти и вовсе растут. Саудиты, традиционно продававшие сырье Штатам, стали искать новые рынки сбыта и начали поставки в Европу, и все ждут возвращения иранской нефти. Так что надеяться на восстановление нефтяных цен не приходится.
На нефтегазовые доходы приходится примерно половина от всех поступлений в бюджет России. Экономисты спорят: сколько должен стоить баррель в рублях, чтобы исполнить бюджет? Но все согласны, что цена должна быть выше 3000 рублей, а она уже сейчас ниже. Действительно ли в российском бюджете может образоваться дыра в триллион рублей?
Евгений Надоршинглавный экономист ПФ «Капитал»«Тут даже не только и не столько нефть может играть роль основной проблемы, потому что падение цен на нефть в существенной степени компенсируется обесценением рубля. Скорее, я бы сюрпризов, может быть, ждал от того, что в прогнозе, на базе которого построен бюджет, предполагается: в 2016 году в российской экономике будет рост. Вот это мне кажется событием крайне маловероятным. Рубль опять начал дешеветь вместе с ценой на нефть, которая снижается. Не исключено, что до первого квартала 2016 мы собственно, и увидим основное движение рубля вниз. Я не исключаю нефть в районе 40, а рубль в районе 80 за доллар до конца первого квартала 2016 года».
Еще одна угроза: бюджет рассчитывался при цене нефти 50 долларов за баррель российской марки Urals. Еще в начале года она была дороже Brent, но уже к концу октября ситуация радикально переменилась, и российская нефть сильно подешевела: сейчас она торгуется со скидкой в 4 доллара за баррель к Brent. Многие связывают это как раз к ожиданиям возвращения на нефтяной рынок Ирана. Как в такой ситуации балансировать расходы и доходы федерального бюджета?
Иван Родионовпрофессор Высшей школы экономики«Государство не говорит, к чему мы идем, что бы мы хотели. Единственные разговоры такого макроплана о том, что, мол, давайте в шесть часов вечера все поднимем руки вверх к небу и будем кричать «халява, вернись» — в виде высоких цен на сырье. Пока никаких идей в этом бюджете нет. И одновременно мы ввязываемся в крупные траты, связанные с публичными мероприятиями типа чемпионата мира по футболу, типа операции в Сирии. Надо все-таки смотреть и на экономику. Экономика в ужасном положении. Мы помним чем закончилась такая же ситуация в начале 80-х годов. Мы хотим снова все, что пережили в 90-е? А все идет к тому».
По неофициальным данным, в Минфине считают, что прогнозный курс рубля в 2016 году, заложенный в бюджете, оказался не занижен, а завышен. Следуя этой логике, чтобы спасти бюджет, надо обесценить рубль, то есть провести девальвацию. То, что это неизбежно разгонит инфляцию и приведет к дальнейшему падению реально располагаемых доходов населения, в расчет, похоже, не берется.