Следующая акция протеста дальнобойщиков может состояться 15 ноября — в день, когда за проезд грузовиков с разрешенной массой свыше 12 тонн с перевозчиков начнут брать деньги. Некоторые эксперты не исключают, что многие водители в этот день просто не выйдут в рейс. Звучат разговоры о будущих банкротствах и резком повышении цен на продукты по всей стране. Так ли опасен новый сбор на самом деле, и почему граждане встали на сторону дальнобойщиков?

Чтобы было понятно: когда власти говорят об автомобилях с разрешенной массой свыше 12 тонн, речь идет о 20-тонных фурах. 12-, 15- или 17-тонников нет. Это важно знать, чтобы ответить на главный вопрос, насколько все подорожает. Простой пример: фура из Ростова в Москву везет 20 тонн подсолнечного масла. Даже если взять тариф в 3 рубля за километр и предположить, что обратно машина идет пустой, получается, что бутылка масла из-за введения нового сбора подорожает на 33 копейки. Гендиректор холдинговой компании «Совтрансавто» Владимир Тян утверждает, что такой подход к расчетам ошибочен. По его словам, существует не так уж много товаров, которые весили бы эталонно. То есть в ту же 20-тонную фуру ваты, например, влезет не больше пяти тонн. Или груз, расфасованный для розницы. Пакетики в коробочках, коробочки на паллетах — все это съедает объем. У перевозчиков другой подход, продолжает Владимир Тян.

Владимир Тянгендиректор холдинговой компании «Совтрансавто»

«Очень грубо: примерная ставка по перевозке груза на километр вне зависимости от веса, загруженного в машину, колеблется где-то в районе 20-25 рублей за километр. При перевозках по России процент движения по федеральной трассе —70-80%, считайте, что введенные 3 рубля в коэффициентом 0,7-0,8, то есть это примерно процентов 10-15 от итоговой клиентской себестоимости доставки».

По словам члена координационного совета Ассоциации «Дальнобойщик» Игоря Пасынкова, ввод платы за проезд грузовиков по федеральным трассам приведет к росту потребительских цен на 10%. Интересно, что представитель Росавтодора, отвечая на вопросы Business FM, использовал ту же методику расчетов, что и перевозчики. Замруководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов даже себестоимость заложил большую, чем представитель транспортной компании, но не забыл упомянуть одну важную деталь.

Дмитрий Прончатовзамруководителя Федерального дорожного агентства

«В цене товара транспортные услуги — до 10%. Если сейчас перевозка примерно стоит от 30 рублей за километр, то получается 3 рубля. Это 10% от 10%, то есть где-то 1%. Стоимость товаров может увеличиться до 1%, не более».

Сами дальнобойщики, общаясь с журналистами во время акции протеста, говорили, что за год они наматывают по 100 -200 тысяч километров. При ставке в 3 рубля их расходы увеличиваются на 300 или 600 тысяч в год соответственно. При каких оборотах, непонятно. И в этом на самом деле и кроется суть проблемы. Водители решили массово сопротивляться не столько из-за денег, сколько из-за боязни, что государство узнает о них много нового или просто узнает о них, говорит гендиректор исследовательского агентства «Инфраньюс» Алексей Безбородов. Дело в том, что крупные перевозчики контролируют лишь 20-25% рынка, остальные — индивидуальные предприниматели с парком от 1 до 10 машин.

Алексей Безбородовгендиректор исследовательского агентства «Инфраньюс»

«Это вопль людей, которых никто никогда не считал. Это самый несчитанный сегмент бизнеса у нас в России. У нас есть статистика железнодорожная, портовая, авиационная. Если мы берем автомобильный транспорт, мы этих потоков вообще не понимаем. Перевозчики боятся, что их посчитают, потому что сегодня налогов с них собирается минимум: на автомобиль и какие-то мелкие ИП-шные сборы, все. Вопрос даже не в том, сколько они не доплачивают, вопрос в том, как страна торгует и живет. Государство очень сильно удивится, какие у него внутри грузопотоки происходят. Я даже не представляю, как это будет выглядеть, потому что реальность будет совершенно новой для нас».

Тем удивительнее реакция общества. Дальнобойщики, протестуя, занимают правые полосы федеральных трасс. Водители легковушек стоят в пробках, но при этом 85% участников опроса на портале BFM.ru ответили, что одобряют такие методы борьбы перевозчиков за их экономические права. При этом одобряют настолько, что из солидарности готовы терпеть временное ущемление прав собственных. Интересно и поведение властей: еще до забастовки правительство пошло на уступки, а акции, ни с кем не согласованные и в кои-то веки реально мешающие другим гражданам, почти нигде не разгоняли. Может быть потому, что в кабине у протестно настроенного дальнобойщика вместо или рядом с томиком Кафки лежит еще и монтировка?