На совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева обсуждалась возможность запрета на полеты россиян не только в Египет, но и в другие потенциально опасные страны. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство анализирует «ситуацию с безопасностью полетов во всем мире». Он отметил: есть «повышенные риски в тех странах, которые вовлечены в различные конфликты». Впрочем, как пишет газета «Коммерсантъ», Дворкович подчеркнул, что «пока никаких рекомендаций» по другим авианаправлениям от российских спецслужб не было. Источники издания в российских госструктурах не исключают, что катастрофа стала следствием «предательства египетских спецслужб». Сейчас проверяется информация о том, что к борту Airbus A321 до взлета были допущены посторонние лица.
Business FM обсудила это с профессором Института стран Азии и Африки МГУ Владимиром Исаевым. С ним беседовала Диана Лесничая.
Возможно предположить теоретически, для каких еще стран могли бы ввести запрет на полеты?
Владимир Исаев: Вопрос очень сложный, потому что не было объявлено критериев, и можно практически любую страну Ближнего Востока отнести к таким потенциально опасным странам. Я не говорю об Ираке, Сирии, Ливии, но в Тунисе, вспомните недавний расстрел на пляже, скажем Ирак, посмотрите: все время нападения происходят в Иерусалиме и в других местах, то, что называется ножевая интифада. В Турции вспомните недавний взрыв во время демонстрации очень серьезный. Будет во многом зависеть от тех критериев, которые будут предложены нашими специальными службами.
Газета «Коммерсантъ» пишет, что в российских госструктурах не исключают, прозвучала сегодня эта фраза, «предательство египетских спецслужб», звучит это как обвинение в адрес властей. Речь идет все-таки о предательстве каких-то отдельных сотрудников или прямо-таки об отношениях спецслужб с террористами?
Владимир Исаев: Скорее всего, это какой-то отдельный случай. Я понимаю, что человек определенных настроений и определенных убеждений, работающий в спецслужбах и тщательно скрывающий свои убеждения, в этом случае может пропустить того же самого грузчика, который может подложить в чемодан Бог знает что, или уборщика самолета, который может сунуть что-то неположенное в тот или иной укромный уголок. Я думаю, что это, скорее всего, не система, конечно, потому что египетские спецслужбы как раз серьезно пострадали во время этих событий с «Братьями-мусульманами» и президентством Мурси, и поэтому я не думаю, что там какие-то системные есть связи и силы, которые действуют на спецслужбы таким образом, что они занимаются террористической организацией.
«Синайская провинция» — это название звучит сейчас чаще всего. Насколько влиятельна эта группировка, возможно ли, что у них были агенты среди египетских спецслужб?
Владимир Исаев: Дело в том, что «Синайская провинция» так называемая — это никто и звать ее никак. Она раз десять уже меняла свои убеждения, то она «Исламскому государству» (данная организация запрещена в РФ — Business FM), присягает, часть ее, то она вообще просто занимается терроризмом. Ее имидж во многом раздут, потому что прямого доказательства, что они причастны к каким-то очень серьезным акциям, в том же самом районе Эль-Ариша, я имею в виду Северный Синай, пока не прослеживается. Это скорее такая местечковая организация, которых достаточно много сейчас развелось в странах Ближнего и Среднего Востока, которые действуют на своей только территории: вот моя деревня, мы ее охраняем, никто к нам не лезьте.
А в Египте считают «Синайскую провинцию» террористами? Какое к ним отношение?
Владимир Исаев: Дело в том, что в Египте ведется давно очень серьезная операция по блокированию Северного Синая во многом, поскольку со стороны сектора Газа на Северный Синай проникают террористы, которые устраивают различного рода теракты против египетской армии и полиции, и это достаточно жестко пресекается сейчас армейскими подразделениями, там просто бои идут в этом плане. И поэтому, конечно, тех боевиков, которые проникают со стороны Сектора Газа и, может быть, к ним присоединяются вот эти самые «Вилайяты Синая», естественно, что на них серьезное внимание обращают спецслужбы, и армия Египта просто ведет против них боевые действия.