Налоговая тайна бизнеса может стать явью
Комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил законопроект, который снимает режим тайны с налоговой отчетности компаний. Эксперты расходятся во мнениях: поможет ли это бизнесу тщательнее проверять партнеров или развяжет руки недобросовестным предпринимателям
Читать на полной версииБизнес самостоятельно будет проводить налоговые проверки партнеров. В Госдуме предложили снять режим тайны с налоговой отчетности. Законопроект, по которому компаниям предстоит раскрывать налоговую информацию, одобрил профильный комитет Думы. Публикация налоговых данных позволит бизнесу лучше проверять контрагентов, считают депутаты.
Компаниям придется раскрывать информацию о сумме уплаченных налогов, средней численности сотрудников и их зарплате, о доходах и расходах по данным ее бухгалтерской отчетности. Налоговую тайну предлагается открывать раз в год. Кроме того, информация будет опубликована на сайте Федеральной налоговой службы. Это сделает бизнес прозрачным и в первую очередь поможет в борьбе с недобросовестными предпринимателями и фирмами–однодневками, считает руководитель аудиторско-консалтинговой компании АИП Сергей Елин.
Сергей Елинруководитель аудиторско-консалтинговой компании АИП«Сейчас фактически мы, бизнес, отвечаем за своих контрагентов. Если наш контрагент не заплатил налог, его начислят в том числе и нам. Предприниматель не проявил должную осмотрительность и не проверил своего контрагента, не убедился, что у него есть достаточная материально-техническая база для выполнения работ, что он отражает в декларации все суммы, которые проводятся по договорам с ним. И чтобы это сделать, нужно обладать определенными ресурсами. Сейчас говорится, что нужно проявлять должную осмотрительность, проверять своих контрагентов, но реально из открытых источников это сделать не так просто. Если же будет открыта налоговая тайна, то фактически станет доступной информация по контрагенту о его материально-технической базе, штате, тех доходах и суммах, которые отражаются в его декларации, будут даны реальные рычаги для проверки контрагента. Тогда действительно можно будет полноценно требовать соблюдения должной осмотрительности. Это как плюс. Как минус, конечно, открывается коммерческая информация. Для многих организаций это будет не совсем комфортно. Некоторые мелкие компании пытаются позиционировать себя как более крупные, а если информация будет открыта, им это будет делать сложнее».
Законопроект, напротив, вряд ли можно назвать оздоровительным. Раскрытие налоговой тайны только развяжет руки недобросовестным предпринимателям и даже рейдерам, считает генеральный директор «Центра компетенций и стратегических коммуникаций» Станислав Супрунов.
Станислав Супруновгенеральный директор «Центра компетенций и стратегических коммуникаций»«Сомнительная законодательная инициатива. В настоящее время за бизнесом и так закреплено, что они должны сами проверять своих контрагентов. Добросовестные компании всегда внимательно смотрят на своего контрагента, запрашивают налоговую отчетность с отметкой в налоговом органе. Кто более требовательный, может даже приехать в офис, посмотреть, находится ли фирма на юридическом адресе, действительно ли там работают сотрудники. Добропорядочные предприниматели и так всем этим занимаются. Но в целом, конечно, это позволит им не ездить, не проверять, ничего не требовать. С другой стороны, возникает сразу очень много минусов. Самый большой минус — что этой информацией могут воспользоваться конкуренты и рейдеры для атаки на компанию, которая прибыльная, платит налоги, люди у нее работают. Второй, тоже большой отрицательный момент — средний размер заработной платы. Во многих компаниях это является коммерческой тайной, и ее разглашение может отразиться на моральном духе коллектива всей компании, а также этой информацией могут воспользоваться преступные сообщества, и пострадать может даже сотрудник этой компании».
Налоговая служба выступает за принятие законопроекта. Сейчас с помощью сервиса на сайте ведомства компании могут получить только часть данных о контрагентах: юридический адрес, сведения о регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, об уставном капитале и о составе учредителей. По мнению представителей ФНС, этого явно недостаточно для проверки добросовестности партнеров. Бухгалтерская отчетность сейчас не считается коммерческой тайной, поэтому перечисленные в законопроекте налоговые данные тоже должны быть публичными.