Синай и Сирия. Летать или не летать?
Решение британских властей запретить все полеты в Шарм-эль-Шейх и оттуда может показаться чрезмерным. Но все же оно заставляет задуматься об отношениях государства и граждан
Читать на полной версииСравнение неприятное, но напрашивается. Как же так? Получается, что Британия запретила летать, пока причины чужой, русской катастрофы не будут выяснены, безопасность не восстановлена. А Россия летать будет, пока причины не будут установлены.
Это касается и лайнеров «Когалымавиа», с одним из которых в «Пулкове» в четверг произошла небольшая авария. Российские туроператоры предсказывают падение спроса на отдых в Египте на 30-50% только в течение нескольких недель, а потом восстановление трафика на этом самом популярном маршруте наших отдыхающих.
Преждевременной спекуляцией могут показаться и предположения, что гибель российского лайнера на Синае — это результат террористического акта. Их высказал британский министр иностранных дел Филип Хэммонд и ряд официальных представителей США. В основе — данные разведки, а также, как выразился Хэммонд, «контекстуальная бекграунд-информация». Имеется в виду, что британский правительственный комитет по чрезвычайным ситуациям COBRA, принял сенсационное решение о прекращении полетов с учетом всего комплекса факторов безопасности для граждан, не только разведки.
Речь идет об экстренной эвакуации из Шарма около 20 тысяч британцев, включая и девять тысяч туристов. До пятницы задержали свои рейсы British Airways и лоукостер Monarch, а EasyJet — на неопределенное время. Британские туроператоры Thomas Cook, Thomson Airways и First Choice отменили полеты и отпускные программы на десять дней — до 12 ноября.
Ирландское авиауправление Irish Aviation Authority распорядилось, чтобы авиакомпании страны прекратили полеты в этот район до дальнейших указаний. Это примечательно, потому что ирландские специалисты участвуют в комиссии по расследованию катастрофы (а британские нет).
Спекуляции или не спекуляции, решение Лондона принято в самый неподходящий момент. В четверг начался визит президента Египта Абдул-Фаттаха Ас-Сиси в Англию, проходят переговоры с Дэвидом Кэмероном. Речь должна была идти о сотрудничестве в борьбе с исламистским экстремизмом, о других важных проектах. Судя по сообщениям, о чрезвычайных мерах в отношении Шарм-эль-Шейха египетская сторона узнала уже «после события». Теперь британцам придется оправдываться.
И опять вопрос. Если, несмотря на всю щекотливость ситуации, явную угрозу переговорам на высшем уровне экстренное решение о полетах все же было принято, значит, решили, что угроза своим гражданам перевешивает?
Египет болезненно относится к вопросам национального престижа, настаивает, что безопасность курортов обеспечивается, как должно. Расследование идет, лучше, действительно, не забегать вперед с предположениями.
Вот другое. После катастрофы германского лайнера в Альпах вспоминали похожие случаи — с пилотом-самоубийцей. Среди них катастрофа «Боинга-767» EgyptAir у берегов Массачусетса 31 октября 1999 года, тогда погибло 217 человек. Американские и египетские специалисты резко разошлись в ходе расследования. Египтяне настаивали, что было что-то не так с самолетом. Американцы пришли к выводу, что ответственность лежит на пилоте самолета-египтянине, пусть даже мотивы его остались необъясненными. Эти заключения вызвали острые споры. В Египте обвиняли США в заговоре, возникли предположения о роли ЦРУ и Моссад. Два доклада так и остались с разными выводами.
Конечно, сейчас времена другие, прошла революция, Египет старается восстановить и престиж, и экономику.
Туризм для страны фараонов и теплого моря имеет огромное значение. До революции 2011 года он давал 14,4% валютных доходов, 11% ВВП. После революции произошел резкий спад. С почти 15 миллионов туристов в 2010 году до 9,5 миллионов в 2013-м. В последние год-два дела пошли на поправку: в прошлом году доходы от туризма превысили 7 млрд долларов по сравнению с 5,9 млрд в год предыдущий. Не в последнюю очередь это благодаря Шарм-эль-Шейху с его относительно доступными ценами (по сравнению, скажем, с ценами в соседнем Дубае), с его вечно солнечным небом и вечно теплым морем.
Главным туристическим контингентом для Египта стали как раз Россия и Британия. В 2014 году в стране побывало 3 миллиона россиян, на 600 тысяч больше, чем в предыдущем году. В нынешнем ожидалось еще больше. Второй по значению туристический поток — из Англии. В 2013 году оттуда в Египет приехало 800 тысяч человек, в этом году ожидалось два – два с половиной миллиона.
Как теперь пойдет, трудно сказать. В Египте говорят, без русских и англичан Шарм можно просто закрывать.
И наконец, еще один вопрос. Почему у Москвы такая сдержанность, даже нежелание допустить возможность террористического акта? Не пугать граждан? Не опережать следствие?
Может, потому что тогда придется допустить, что эта катастрофа связана с сирийской экспедицией российских вооруженных сил. Что это «асимметричный» ответ террористов. Что он связан с Сирией. И что гибель 224 наших соотечественников — это первый «груз 200».