Синайская трагедия: факты и последние версии
Расследование крушения российского лайнера в небе над Египтом продолжается. Пока «черные ящики» не расшифрованы, экспертам остается лишь строить версии авиакатастрофы, опираясь на имеющиеся факты
Читать на полной версииКаир не комментирует заявления компании «Когалымавиа» относительно возможных причин крушения самолета А321 над Синайским полуостровом. Об этом агентству Sputnik сообщил пресс-секретарь Минавиации Египта Мухаммад Рахма. Пока исключать нельзя ни одну из возможных версий, добавил чиновник.
Напомним, что в российской компании заявили, что лайнер разбился из-за внешнего воздействия.
Согласно данным интернет-портала Flightradar, российский лайнер резко терял скорость: с 748 километров в час до 172 -х. В полете самолет находился 23 минуты, и за это время успел набрать высоту более 10 тысяч метров. После потери скорости резко снизился на полторы тысячи, затем исчез с радаров. В Росавиации заявили, что есть все признаки того, что самолет, скорее всего, развалился в воздухе. На это указывает очень большая площадь разброса частей самолета — более 20 квадратных метров. Это подтвердил и Минтранс.
В «Когалымавиа» утверждают, что лайнер был технически исправен и что причиной его катастрофы могло стать только внешнее воздействие. С такой версией согласен директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов.
Сергей Веховдиректор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис»«Самолет мгновенно разрушается только в случае взрыва. Если бы у них отказал двигатель, или топливо было бы некачественное, и остановились бы двигатели, летчики бы связались с землей, доложили бы о ситуации, начали бы маневрировать, пытаться спасти самолет. Ничего этого не было сделано, самолет просто мгновенно разрушился. И полет его со скорости 750 километров в час прекратился немедленно. И вместо этого обломки уже падали чуть чуть-чуть вперед, поскольку у них инерция полета сохранилась. Вот, что именно случилось, по моему мнению».
Между тем в Каире сообщили, что Airbus А321 при падении перевернулся, а экипаж не выходил на связь с землей. Лайнер не подавал сигналы бедствия, не сообщал о неполадках и не просил аварийной посадки.
Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов не отвергает версию взрыва на борту. Но у него есть еще и своя.
Александр Романовбывший командир воздушного судна«Я не знаю, что происходило в этот момент в кабине, но одна из версий моих, что была какая-то борьба в кабине. После этого экипаж резко, с использованием механизации, создал такую ситуацию. Сначала самолет резко перешел на кабрирование, после этого с огромными перегрузками, возможно, появилась трещина какая-то в хвостовой части самолета. Дальше, после пикирования, первого витка, были даны двигатели, после этого самолет снова пытался поднять нос, но уже было поздно — отвалился хвост, дальше падение просто как камень».
Глава Росавиации Александр Нерадько сообщил, что расшифровка «черных ящиков» российского самолета будет проводиться в Египте. По его словам, внешнее состояние защитных кожухов самописцев удовлетворительное. Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров предложил дождаться все-таки расшифровки, прежде чем делать выводы.
Роман Гусаровглавный редактор портала Avia.ru«Как минимум они дадут ответ, как происходили события. То есть, есть два бортовых самописца — параметрический и речевой. Речевой даст нам какую-то информацию о переговорах пилотов. Если, действительно, они успели среагировать на что-то, то обязательно это прозвучало в переговорах друг с другом. Если же нет таких слов, значит, все произошло мгновенно, одномоментно и они не успели абсолютно ничего предпринять. Это тоже указывает на некую вероятность теракта. А параметрические самописцы дадут информацию о том, действительно ли работали двигатели, работали другие системы, и в каком порядке произошло дальше отключение этих систем. То есть будет понятно, в какой последовательности происходило разрушение, а значит, можно будет предположить, где был очаг разрушения».
Тем не менее, по данным с места катастрофы, почти сразу стало понятно, что у самолета еще в воздухе отвалился хвост — его нашли в восьми километрах от основного места падения. В истории авиации есть как минимум один случай, когда авиалайнер терял хвост после взлета.
12 августа 1985 года Боинг 747 Японских авиалиний через 12 минут полета лишился вертикального хвостового стабилизатора. Экипаж продержал фактически неуправляемый авиалайнер в воздухе еще 32 минуты, но большего сделать не смог, и самолет врезался в гору Оцутака в сотне километров от Токио. Погибло 520 человек, четверо чудом выжили.
В ходе расследования было установлено, что за семь лет до катастрофы самолет ударился хвостовой частью о взлетную полосу аэропорта Осаки. В результате была повреждена хвостовая переборка, отделяющая пассажирский салон лайнера, в котором поддерживается примерно постоянное давление воздуха, от негерметичной хвостовой части самолета. Ремонтники не выполнили технические условия, предусмотренные корпорацией Boeing, и поставили не слишком мощное крепление.
Под воздействием нагрузок при взлетах и посадках металл терял прочность. При наборе высоты в роковом рейсе он разрушился окончательно. Его развалившиеся части под давлением воздуха из салона перебили трубопроводы гидравлических систем. Это и привело к катастрофе.
А321 тоже цеплял хвостом за полосу и тоже ремонтировался. Но говорить, что это могло послужить причиной катастрофы без осмотра нельзя. Также как и отвергать версию о теракте.
В 1988 году Boeing 747 компании Pan American был взорван террористами над шотландским Локерби. В грузовом отсеке самолета произошел взрыв, воздействие которого было усилено разностью между давлением внутри самолета и давлением окружающей среды. В левой части фюзеляжа образовалась пробоина диаметром с большой арбуз. В результате повреждения рулевых кабелей управления самолет накренился влево и перешел в пике. Носовая часть фактически была оторвана от фюзеляжа в течение трех секунд с момента взрыва. Но к выводу о том, что это был именно теракт, эксперты пришли лишь спустя два года.