Египетская катастрофа российского лайнера. Первые версии и выводы
Российские спасатели готовятся к транспортировке в Санкт-Петербург тел погибших в Египте в авиакатастрофе А-321. Это планируется сделать в ночь или на утро понедельника
Читать на полной версииВ Египет прибыли несколько самолетов МЧС для участия в спасательной операции. Глава Минтранса Соколов, глава МЧС Пучков и руководитель Росавиации уже на месте. Сообщается, что зону поиска пришлось расширить.
Эксперты в Египте приступили к анализу данных черных ящиков, доставленных в Каир с места крушения самолета. По словам российского министра транспорта Максима Соколова, бортовые самописцы имеют небольшие повреждения. Качество топлива А321 «Когалымавиа» соответствовало требованиям, сообщила Приволжская транспортная прокуратура. Расследовать авиакатастрофу самолета будет Каир, Росавиация и МАК.
В субботу утром лайнер Airbus А-321 авиакомпании «Когалымавиа», летевший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синае. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа.
Авария произошла из-за технической неисправности на борту — к такому выводу пришли эксперты, опрошенные Business FM в субботу. Ответственность за катастрофу попытались взять на себя в запрещенной в России ИГИЛ, но наблюдатели сразу же отвергли версию того, что самолёт мог быть сбит с земли. У боевиков просто нет оружия, из которого можно было бы поразить цель на высоте 9 тысяч метров. Плюс, если это была ракета, пилот не успел бы попросить у диспетчера экстренной посадки в ближайшем аэропорту. А это было сделано. Плюс информация о том, что экипаж жаловался на проблемы с двигателем, плюс то, что бедуины, якобы, видели, что самолет загорелся еще в воздухе. Комментирует член комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России Юрий Сытник:
Юрий Сытникчлен комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот«Произошла какая-то ситуация на борту аварийная. Были предупреждены проводники. Значит, стабильно экипаж делал все, чтобы обезопасить пассажиров. То есть, они, скорее всего, подготовились к этой вынужденной посадке. Но просто экипажу не повезло, не было подходящей площадки. Горная местность, очень трудно подобраться. А куда-то свернуть и отвернуть невозможно, потому что пожар, скорее всего, был не потушен. Если пожар не тушится в течение 15-20 секунд, дальше он развивается, и отгорает крыло, отгорает предкрылок. У экипажа была одна возможность спасти себя и пассажиров самолета — произвести вынужденную посадку. Командир судна запросил экстренную посадку».
Могли ли пилот и диспетчер не понять друг друга из-за языковых проблем? Нет, говорят эксперты. После крупнейшей авиакатастрофы, в которой после столкновения двух «боингов» именно из-за недопонимания пилотов, погибли более 500 человек, авиационный английский стал на 100% универсальным, добавляет главный редактор федерального журнала «Линия полета» Роман Захаров.
Роман Захаровглавный редактор федерального журнала «Линия полета»«Авиационный английский, чтобы вы просто понимали, он не похож на тот английский, на тот British English, который учат в школах. Он достаточно простой, там совершенно четко произносятся слова, даже нарочито четко. Поэтому в целом крайне неосмотрительно думать, что из-за того, что это Египет, из-за того, что это может быть какая-то другая страна, которую мы считаем не так сильно развитой, или что наши пилоты не слишком хорошо знают английский. Я знаю, что многие пассажиры смеются, когда пилоты обращаются на английском языке к пассажирам во время международных или даже российских рейсов. Что у них такой странный выговор. Поверьте мне, специально сделано так все, чтобы не было разночтений в авиационном английском. Там он немножко другой. Там даже грамматика говорений и фразы обязательные построены определенным образом, чтобы не было разночтений грамматических и т.д.».
Мог ли кто-то совершить диверсию на борту самолета или еще на земле? Эксперты отвечают отрицательно. Во-первых, профессионализм египетских специалистов у наблюдателей не вызывает сомнений, а во-вторых, что кстати более важно: это был рейс Санкт-Петербург — Шарм-Эль-Шейх — Санкт-Петербург. То есть основной досмотр борт проходил в России. Что касается самого самолета, Airbus 321 пилоты называют очень надежным. По их словам, по идее, борт можно посадить даже с отказавшим двигателем. С другой стороны могла заклинить автоматика, что могло мешать пилотам вывести самолет из пике. Случаи были. Если вернуться к разбившемуся судну — непосредственно этому самолету было больше 18 лет. По словам экспертов, при должном качестве обслуживания он мог летать еще несколько лет.
О разбившемся «Аэробусе» «Когалымавиа» известно, что это был один из самых старых самолетов во флоте компании. Изначально он использовался «Малайзийскими авиалиниями», потом турецким авиаперевозчиком Onur Air и «Авиалиниями Саудовской Аравии». Комментирует вице-президент профсоюза летного состава России Альфред Малиновский.
Альфред Малиновскийвице-президент профсоюза летного состава России«Старых самолетов, если они проходят нормально регламенты и т.д., не бывает. Это не автомобиль в колхозе, в автобазе. На самолете ресурс выработал болт, винт, гайка, блок, его меняют независимо от состояния. Но есть сомнения, когда самолет эксплуатировался многими хозяевами, передавался из рук в руки. Здесь закрадываются сомнения: были ли добросовестными эти регламентные работы, ремонты и т.д. и т.д. Коммерция — это такая сфера, где ради экономии идут на все, упрощают и т.д. Тем более что у нас в России были фиктивные ремонты на одной бумаге. Поэтому здесь трудно сказать однозначно, что причина в этом».
В компании «Когалымавиа» заявили, что предполетное обслуживание «Аэробуса» было выполнено своевременно и в полном объеме, заводское техобслуживание Airbus-321 выполнялось в 2014 году.
В общем, в компании заявляют: борт был исправен. Business FM же удалось пообщаться с бывшим сотрудником компании «Когалымавиа». Он хорошо знает именно этот борт. По словам собеседника редакции, «этот конкретный борт был, что называется, битым. То есть, его на земле некоторое время назад ударили машиной или телескопическим трапом. Конечно, после этого его чинили, и были проверки на исправность. Могли быть неисправны или повреждены внешние элементы управления. Этот конкретный борт вообще был очень проблемный. У него было множество технических отказов раньше. Судя по данным его перемещений в пространстве, в последние минуты перед катастрофой, пилоты буквально боролись с самолетом — слишком резкие хаотичные движения».