За передачу информации иностранцами предлагают штрафовать на 10 млн
Депутаты хотят принять закон, запрещающий гражданам и компаниям отвечать на запросы иностранных компаний. Парламентарии считают, что отстаивают национальные интересы, однако юристы называют это политиканством
Читать на полной версииБез права на ответ. Группой депутатов из разных фракций внесен в Думу законопроект, запрещающий гражданам и организациям отвечать на запросы иностранных государств и международных организаций.
Нельзя также будет отвечать и иностранным и даже российским юридическим лицам, если их контролируют иностранные государства и иностранные организации. Чтобы ответить на такой запрос, надо будет запросить разрешения у российских компетентных органов.
Текст предусматривает за нарушения закона штрафы до 100 тысяч рублей для физлиц и до 10 млн — для юридических. Теоретически, исходя из проекта, если вы оставите свои данные при бронировании отеля, вы — нарушитель.
Главная цель закона — защита интересов российского бизнеса и национальных интересов.
Сергей Гавриловодин из авторов законопроекта, депутат Госдумы от фракции КПРФ«Существует противоправная практика об ограниченной передаче информации, но которая активно практикуется госорганами США, которые делают запросы в отношении наших компаний. Запросы касаются внутренней информации, включая коммерческую тайну. Часто такие запросы иностранные служат прикрытием для спецслужб или же используются в целях экономического шпионажа. Если наши компанию отказываются отвечать на эти запросы, то они попадают под санкции по их законодательству. Непредоставление информации карается законом. Эта законодательная новация является необходимым основанием для судов иностранных государств о невозможности применения санкций в отношении российских компаний, которые отказываются предоставлять напрямую информацию».
Вероятнее всего, требования к частным лицам не предоставлять личную информацию иностранным ведомствам все же будет снято. Но штрафы для компаний оставят.
Заур Аскендероводин из авторов законопроекта, депутат Государственной Думы от фракции «Единая Россия»«В следующем чтении будем его дорабатывать, мы хотим сделать его только для компаний для того, чтобы повысить конкурентоспособность перед другими компаниями, в том числе иностранными. Мы делаем примерно то же самое, что, соответственно, делают иностранные государства в своих компаниях. Мы хотим создать нашему бизнесу, компаниям равные условия».
Этот закон не просто не нужен, он вреден для России, уверен старший партнер адвокатского бюро «Форвард Лигал» Алексей Карпенко.
Алексей Карпенкостарший партнер адвокатского бюро «Форвард Лигал»«Все нормы российского законодательства, охраняющие интересы российских граждан, юридических лиц и национальные интересы РФ как государства, уже существуют. Данные нормы не приведут ни к чему, кроме информационной закрытости нашей страны. Я думаю, это большой шаг в прошлое. Абсолютно никакого юридического смысла впредь российским гражданам и компаниям отвечать на запросы государственных органов и частных лиц иностранных государств я не вижу. Когда мы говорим об Америке, если американский государственный орган делает запрос в российскую компанию и оформит ее таким образом, что вы обязаны ответить или к вам будут применены какие-то санкции со стороны американского правительства, российскую компанию российский закон не спасет. Российский закон защитит российскую компанию только в России. Законодательство разных стран не соотвествует друг другу, есть масса противоречий, и каждая страна судит частных лиц или компании по своим национальным законам. И законодательство другого государства им абсолютно неинтересно. Это политизированный документ, который показывает, что у нас какой-то особый путь, мы держим фигу в кармане и показываем Западу, что мы суверенная страна и что мы не позволим и так далее. То есть это такой политический манифест, не имеющий к праву и к защите реальных граждан и компаний никакого отношения. Это политика, политиканство».
По словам авторов законопроекта, отзывов на него со стороны правового управления администрации президента и других ведомств еще не было, но они уверены, что текст после ряда поправок будет принят.