Panasonic против Никиты Михалкова
С Российским союзом правообладателей, возглавляемым известным режиссером, судится российская «дочка» японской компании. Денежные претензии к РСП имеются и у правообладателей
Читать на полной версии18 ноября Арбитраж рассмотрит ответную жалобу «Панасоник Рус» по иску Российского союза правообладателей. Ранее РСП, который возглавляет Михалков, отсудил у «Панасоник» более 88 млн рублей: сбор для выплаты вознаграждений и проценты за пользование чужими деньгами.
Иск РСП к «Панасоник Рус» был основан на том, что «дочка» японской компании провозила в Россию технику, на которой можно записывать и воспроизводить музыку или фильмы, и при этом не платила сбор в пользу РСП в размере 1% стоимости техники. Куда идут вырученные деньги, и кто из авторов их получает?
Деньги с производителей техники Российский союз правообладателей собирает уже пять лет. В прошлом году, судя по отчетности, эта сумма составила почти 2 млрд 700 млн рублей. Около 2 млрд выплачено авторам. По закону, вырученные средства должны идти в качестве компенсации создателям аудио- и видеоматериалов, которые могут быть скопированы. Получают ли известные авторы отчисления от РСП?
Григорий Остерписатель, автор «Вредных советов» для детей«У меня ничего не идет. Я не регистрировался у них на сайте, но в законе написано, что это не обязательно. Они и без регистрации и моего заявления по закону обязаны то, что они собирают для меня. К РАО никаких претензий нет. Они все делают, как полагается. РАО удобно для меня, потому что в очень многих городах ставят мои пьесы, и я не смог бы со всеми театрами заключать договоры и за этим следить. РАО все это делает и выполняет. А вот Союз правообладателей, что касается собирания денег, они с этим вроде как справились, деньги им платят, а вот насчет дележки...»
Написал письмо с уведомлением и поинтересовался у Российского союза правообладателей, где же все-таки положенные ему деньги, писатель, автор «Чебурашки», Эдуард Успенский.
Эдуард Успенскийписатель«У меня огромное количество всяких вещей исполняется: и песен, и фильмов, и чего хотите. Я написал письмо: «Дорогие друзья, вы там собираете деньги со всей страны, извольте со мной рассчитаться, вы получаете для меня». Мне пришел ответ, что мы ваше письмо получили, и прошло два месяца сурового молчания. РАО за мои пьесы кукольные или за концерты начисляют деньги. Эти люди должны делать то же самое, ведь они собирают деньги за то, что на дисках, радиолах всяких исполняются вещи авторов, и авторы получают деньги. Так вот я не получил ничего, и никто из моих знакомых не получил ни копейки».
Все, кому мы позвонили, говорят, что получают деньги только от Российского авторского общества. В РСП утверждают, что это их деньги перечисляются через РАО, замгендиректора Авторского общества Артемий Карпычев это отрицает.
Артемий Карпычевзамгендиректора Российского авторского общества«РАО и РСП — две совершенно разные общественные организации. Их деятельность никоим образом финансово не связана друг с другом».
Заместитель генерального директора РСП Андрей Кричевский утверждает обратное.
Андрей Кричевскийзаместитель генерального директора РСП«РСП осуществляет выплаты авторских средств через РАО. У нас есть соглашение с РАО, в соответствии с которым мы перечисляем положенные средства для выплаты авторам».
Откуда приходят деньги, действительно, сложно разобраться, прокомментировал ситуацию певец Олег Газманов.
Олег Газмановпевец«Крайне сложно проследить, откуда и из каких песен и с чего мне это все приходит, сложно. У меня есть специальный человек, который общается с представителями авторского общества и доказывает, что было, а чего не было. Все это очень не просто. Прозрачности, на мой взгляд, маловато, отследить очень сложно. Отчеты присылают в таком виде, что не всегда понятно, как все это происходит. Я не бухгалтер, без специального человека, который бы проводил некий аудит, мне очень сложно разобраться в этом».
И еще одна любопытная деталь. По закону, РСП и другие аккредитованные организации обязаны предпринять все разумные усилия по поиску правообладателей. На это отводится три года, после чего деньги остаются у РСП. На конец 2013 года у РСП было полмиллиарда нераспределенных средств.