Хабаровская трагедия: взрыв газа или боеприпасов?
В Хабаровском край произошло обрушение жилого дома, погибли люди. Основная версия — взрыв бытового газа. Кто должен следить за газоснабжением жилых помещений, и почему такие проблемы обходят стороной США и Европу?
Читать на полной версии«Взрыв был удивительной силы», — хабаровские власти описывают события прошлой ночи, когда в трехэтажном доме обрушился целый подъезд.
Основная версия — это взрыв бытового газа. Взрыв в жилом доме в поселке Корфовский прогремел около часа ночи, под завалами спасатели обнаружили тела пяти человек, в том числе двухмесячной девочки. Девять человек пострадали.
Жильцы дома говорят, что в подъезде проживал один должник за газ, который мог попытаться сам подключиться к централизованному газоснабжению, что и могло спровоцировать взрыв.
В России взрывы бытового газа — нередкое явление. В этом году в СМИ попало как минимум 9 случаев, которые привели к жертвам и обрушениям зданий. В прошлом году таких случаев было 19. При этом СМИ редко сообщают о том, чтобы подобное случалось в странах Европы и США. В чем причина?
Андрей Кузнецовглава группы компаний «Маторин»«То, что мы не слышим, это не значит, что не случается, может быть, просто не в таких масштабах. Изношенность газового хозяйства у нас действительно большая, плохой контроль за этим хозяйством происходит. Но основная проблема, конечно, в том, что у нас контролирующие органы проверяют не столько состояние самого хозяйства зачастую, сколько работу компаний, эксплуатирующих это, а ведь за безопасность жилого фонда, в том числе отвечает и сам собственник, он должен за этим всем аккуратно следить. Вот в этом у нас очень большое отличие от Западной Европы. Если в Западной Европе происходит радикальное ухудшение эксплуатационных характеристик жилого фонда, то в первую очередь там предъявляются претензии самим собственникам, и собственники обязаны разбираться в этих вопросах. Они совместно с соответствующими службами за этим вопросом должны следить, и если там происходят какие-то отклонения, там могут просто запретить эксплуатацию такого объекта. У нас же в большинстве случаев собственники просто исключены из этого процесса, и нет у них никакого стимула этим вопросом заниматься. Соответственно, любой собственник может ходить просто мимо ржавой трубы, гнилой, и даже по этому поводу не заботиться. Соответственно, исключается дополнительный источник контроля со стороны самого потребителя. То есть потребитель у нас по известной уже пословице, пока петух не клюнет, не реагирует».
Председатель Союза жилищных организаций Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ Константин Крохин считает, что такая проблема отсутствует в Европе по вполне определенным причинам: в Европе более жесткий контроль за этой сферой, кроме того, там больше развито автономное газоснабжение.
Константин Крохинпредседатель Союза жилищных организаций Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ«В Европе не такие большие города, в Европе не такие многоэтажные, густонаселенные жилые районы. У нас, если брать из совсем близкого, недавнего прошлого, похожая система в ГДР, в Берлине. Восточный Берлин, его большая часть снабжается газом, также газ используется активно в Италии, так вот там, действительно, нет необходимости такого мощного давления, потому что меньшее количество потребителей на конкретный распределительный узел. Наверное, здесь нужно идти по пути снижения использования бытового газа в жилом секторе, как это происходит в крупных городах — Санкт-Петербург и Москва. Вы знаете, что у нас в значительной степени и в новостройках везде используется электрический подогрев еды, и вот это тоже путь. Но, например, в ЦО в Москве малоэтажные дома, похожие на европейскую систему, не густонаселенные и так далее. Но и видите, в Москве не происходит таких катастрофических случаев. То есть все-таки вопрос в том, что Москва не потеряла централизованное управление этой системой, а в тех городах, где происходили последний год аварии, там не только надзор за газом в хозяйстве, там надзор за переустройством жилых помещений, особое использование подвалов. То есть речь здесь идет, что главная причина скорее в ослаблении надзора».
Между тем есть и другие версии взрыва, произошедшего в доме под Хабаровском. Очевидцы утверждают, что якобы на месте пахло не газом, а чем-то химическим, похожим на запах
взрывчатых боеприпасов.
По словам источников ТАСС, один из жителей дома промышлял воровством и перепродажей взрывчатки, которая могла сдетонировать при взрыве газа.