Узники Шереметьева. Как беженцы из Сирии месяц не могут покинуть терминал
Семья — Хасан Абдо Ахмед, его жена Гулистан и четверо их детей — с сентября живут в московском аэропорту. Российские власти заявляют, что эти граждане нарушили закон. За мигрантов заступились правозащитники
Читать на полной версииЧлены семьи, которая уже около пяти недель живет в транзитной зоне Шереметьева, не являются гражданами Сирии. Они прилетели в страну по поддельным документам. Такое заявление сделала официальный представитель МИД Мария Захарова.
Правозащитники говорят об обратном и обратились в ЕСПЧ. Почему российские пограничники не пускают мигрантов в страну и как эта ситуация может быть решена?
10 сентября Хасан Абдо Ахмед, его жена Гулистан и четверо их детей прилетели в Москву. При прохождении паспортного контроля пограничники заявили, что документы семьи Хасана поддельные. Тогда он попросил предоставить им статус беженцев, так как они бегут от войны. Однако семью сирийцев задержали, обвинив в незаконном пересечении границы, и поместили в изолятор временного содержания.
В конце сентября состоялся суд по избранию меры пресечения. Прокурор требовал отправить взрослых в СИЗО, а детей — в спецприемник. Но судья решила отпустить семью под залог в 50 тысяч рублей, и их вернули обратно в транзитную зону аэропорта Шереметьево.
Светлана Ганнушкинапредседатель комитета «Гражданское содействие»,«У них были визы, они не собирались обращаться за убежищем, они действительно бежали от войны, но бежали к сестре Гулистан. У них у всех была российская виза, поставленная в Ираке нашим консульством. Почему-то наши доблестные пограничники решили, что у них поддельные паспорта. Мы сделали запрос в Дамаск и получили ответ, что эти паспорта с такими номерами на эти имена выдавались совершенно законно. Это официальный ответ. А следствие нам отвечает, что есть экспертиза ФСБ. Ну что значит экспертиза ФСБ, когда государство признает эти паспорта своими, а этих людей своими гражданами?»
Теперь правозащитники обратились в ЕСПЧ. Адвокаты ссылаются на Конвенцию ООН о беженцах и, в частности, на 31 статью, где сказано, что страна не должна наказывать беженцев за незаконное пересечение границы. Иными словами, они могут пересечь границу хоть на телеге вообще без документов. Какой букве закона в данной ситуации все же надо следовать?
Александр Домринпрофессор Высшей школы экономики, главный редактор журнала «Конституционный вестник»«Мне кажется, что, исходя из сугубо правовых положений, ситуация с этими беженцами предстает в негативе. Скорее всего, это был неверно выбранный способ со стороны тех же самых сирийских ребят, которые прикрываются в значительной степени тем, что они прибыли со своими детьми. Но как жест доброй воли может быть РФ пойдет им на встречу. Хотя опять-таки, я это прекрасно понимаю, наши правоохранительные органы, если предоставят статус беженца, в нарушение российского законодательства, если они действительно считают, что паспорта были поддельные, то это создаст прецедент и для других таких же потенциальных беженцев, как из Сирии, так и из откуда-либо еще».
Между тем сами сирийские беженцы не очень хотят оставаться в России. Они использую ее скорее как перевалочный пункт. Так, например, более 500 мигрантов скопилось сейчас на российско-норвежской границе в Мурманской области. И это только единичный случай. Сирийцы пытаются попасть в Норвегию уже не первый раз. Некоторых норвежский суд высылал обратно. Для сравнения: за 8 месяцев этого года с ходатайством о признании беженцем в России обратились 912 граждан Сирии.
Дмитрий Песковпресс-секретарь президента«Там дело в том, что семья, к сожалению, с детишками, но они пытались пересечь российскую границу по поддельным документам. Беженцы редко пересекают по поддельным документам, в этой связи просто не представляется возможным установить их личность. С этим связано такое промедление, но тем не менее там все необходимые процедуры выполняются, поэтому, так или иначе, ситуация прояснится. Дело в том, что эта ситуация не связана с какими-то некорректными действиями наших миграционных властей или, скажем, с каким-то пренебрежительным отношением к беженцам. Это связано с законами и поддельными документами».
Петиция сестры Гулистан Тамары Османовой собрала на сайте change.org 65 тысяч подписей. Именно к ней в Самару направлялась семья Гулистан и Хасан Абдо Ахмед с детьми.