Зарплата в 7 000 рублей и голодовка: что ждет сотрудников «Трансаэро»
Один из пилотов обанкротившегося авиаперевозчика пообщался с Business FM на условиях анонимности и оценил скандальную информацию о предложениях на рынке труда
Читать на полной версииВладельцы S7 не подавали в ФАС ходатайство о покупке акций «Трансаэро». Об этом заявил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин.
Напомним, на прошлой неделе сообщалось, что акционер группы авиаперевозчиков S7 Владислав Филев подписал соглашение о покупке не менее 51% акций «Трансаэро».
Тем временем на сайте Росавиации опубликован реестр вакансий для персонала авиакомпании. Предложена работа примерно для тысячи человек. Среди компаний, которые готовы принять сотрудников, — «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Газпромавиа», «Гражданские самолеты Сухого», аэропорты «Внуково» и «Шереметьево».
Наибольшее внимание привлекают вакансии, размещенные авиакомпанией «Якутия». Командиру самолета Ан-24 и Ан-26 предлагается оклад в 7 тысяч рублей, командиру самолета Sukhoi SuperJet 100 — 11 тысяч. Для сравнения, сейчас на крупных Boeing типа 747 и 777 командиры «Трансаэро» получали в среднем 350 тысяч рублей в месяц.
Один из пилотов авиакомпании «Трансаэро» на условиях анонимности пообщался с Business FM и оценил предложения на рынке труда.
«Есть надежда, что «Сибирь» и «Трансаэро» — это выход, потому как вакансий особо нет. «Аэрофлот» дает только 76 мест пилотам, хотя и говорят, что возьмут 35 самолетов — это почти 500 человек, если посчитать. Остальные тоже предлагают небольшое число мест. В «Якутию» мало кто поедет из Москвы — авиакомпания может скоро закрыться и плюс переезд. Многие предпочитают отправиться за рубеж. Есть в Китае и в Корее отличные контракты: 10 дней работаешь, 10 отдыхаешь, 12-18 тысяч долларов после вычета налогов. Дают жилье в виде гостиницы класса люкс. Машину и квартиру могут дать в некоторых случаях, но для этого всего, конечно, строгая медицина и экзамены. Куда податься? На Superjet платить будут в два раза меньше. Командирам предлагают должности вторых пилотов. Это вообще унижение по меркам авиационного мира. Китайцы очень много предлагают вакансий — сотни. Людям дают время подготовиться, которое оплачивается, 70% от зарплаты, пока учишься. Через три месяца обещают подготовить для нас места, но ехать можно уже сейчас. Бортпроводникам «Трансаэро» сейчас труднее всего. Есть несколько пунктов приема с представителями «Аэрофлота», их там тестируют — половину возьмет «Аэрофлот». Конкурс устроили просто унизительный, это как они говорят. Приходят империальщики, лучшие из лучших, но даже среди них нет уверенности, что возьмут хотя бы на должности обычных рядовых. Насчет зарплат, которые предлагают сейчас на сайте Росавиации, трудно сказать. У командиров больших самолетов в «Трансаэро» оклад по 20 тысяч рублей примерно, туда добавляются надбавки, а потом уже налет. Сегодня ждем официальной информации от руководства. На нее у многих из нас надежда. Дополнительно к этому, сегодня мы написали письмо президенту Путину с просьбой сохранить сертификат эксплуатанта. Просим дать непосредственное поручение правительству, Министерству транспорта , Федеральному агентству воздушного транспорта и всем ответственным структурам принять все меры к сохранению перевозчика и нормализации ситуации, взять дело под личный контроль. За эти годы удалось сформировать коллектив профессионалов самого высокого класса. Особо стоит отметить, что, несмотря на выданную квоту, «Трансаэро» так и не наняла ни одного иностранного пилота, в отличие от другого перевозчиков, уделяя особое внимание подготовке собственных кадров».
В «Аэрофлоте» Business FM подтвердили, что авиакомпания готова принять на работу более 6 тысяч бывших сотрудников «Трансаэро».
Максим Фетисовпресс-секретарь «Аэрофлота»«В целом, как и ранее заявляли, мы готовы трудоустроить порядка 6 тысяч сотрудников авиакомпании «Трансаэро», а именно 6 тысяч 60 человек. Для этого нам необходимо было получить допуски на ряд направлений авиакомпании «Трансаэро» и, соответственно, получить парк воздушных судов авиакомпании «Трансаэро». Действительно, сейчас проходят собеседования ежедневно бортпроводников авиакомпании «Трансаэро», приходят примерно по 100-120 человек ежедневно. Со всеми сотрудниками проводятся собеседования. Также планируем принять порядка 700-800 пилотов из компании «Трансаэро». Если говорить по бортпроводникам, то эта цифра будет составлять примерно 2 тысячи 800 человек. Также будет летно-технический персонал приниматься на работу, это еще около тысячи человек, и наземный персонал — еще 1200 человек».
Между тем бортпроводник «Трансаэро» Виталий Атаев-Трошин рассказал в интервью Business FM, что объявил голодовку до 1 ноября, чтобы привлечь внимание к проблемам авиаперевозчика. На первый день следующего месяца назначен митинг в поддержку «Трансаэро» с требованием вернуть компании лицензию.
Виталий Атаев-Трошинбортпроводник «Трансаэро»«Официальной информации мы, сотрудники компании, не имеем вообще. Сейчас застой, сейчас нет работы, сейчас тишина. Нас очень много, нас невозможно устроить во все компании. Если, допустим, получится, что там порядка тысячи людей идет на отбор, и из них 80 отберут, то я считаю, что это не дело, потому что у многих людей дети, семьи, кредиты, ипотеки. Как платить? Завтра мы будем должниками. Допустим, ходило у нас порядка тысячи человек, и 80 человек взяли в авиакомпанию «Аэрофлот». Причем люди идут, отработав лет 15 в компании «Трансаэро». Их там принимают, как студентов, спустя две недели им говорят результаты. Они две недели сидят дома, трясутся. Все это выглядит паршиво, считаю, что так не должно быть в правовом государстве, в такой богатой стране, как Россия».
Радиостанция Business FM также обратилась в авиакомпанию «Якутия» с просьбой прокомментировать низкие оклады, которые предложены сотрудникам «Трансаэро». В авиакомпании дали понять, что кроме окладов, предусмотрены также и доплаты. Но сколько они будут составлять, раскрывать не стали, ссылаясь на коммерческую тайну. Оклад в 7 тысяч рублей для командира экипажа — это очень мало, и ситуация такая: не водите носом, берите что дают, комментирует вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский.
Альфред Малиновскийвице-президент Профсоюза летного состава России«Условно скажем, существует оклад столько-то тысяч, к нему добавляется заработок за налет, затем за вредность, таким образом идут надбавки, причем за налет — это основная оплата, там доплата больше, чем сам этот оклад. Но 7 тысяч как начальная сумма — с моей точки зрения, это просто насмешка. Другого сказать я не могу. Ведущий инженер-инспектор по авиабезопасности денег за налеты не получает, он просто проверяет самолет, но ему могут платить премиальные. Я предположительно, говорю, не могу всю смету сейчас воспроизвести, потому что она может в каждой компании отличаться. Могут платить премиальные за то, что компания выполнила какой-то объем по перевозкам пассажиров, грузам. Для меня это звучит так: или вообще гуляй, Вася, или мы тебе хоть что-нибудь, прилепись на эту каплю. Ситуация такая: ребята, не водите носом, ешьте, что вам дают, а то вообще с голода сдохнете. Бортпроводник-инструктор, оклад 17 920. Доплата может превышать оклад в два раза, в три раза за налет. Конечно, не в 10 раз. Если это «Якутия», ему еще предстоит переезд, и это не исключается, если только человек работает в том пункте, куда в основном постоянные рейсы этой «Якутии». Допустим, если летает «Якутия» в Москву, то ты можешь оставаться жить в Москве, и отсюда начинать рейсы, но это не исключает, что тебя будут вызывать туда и направлять на другие рейсы, и ты там будешь находиться и месяц, и два, и три. То есть масса неудобств, дискомфорта, тем более, если человек не может устроиться за рубежом, у него слабый английский. В 1995 году разгоняли летный состав, потому что огромная масса авиакомпаний — сотни — сокращались. Что вытворяли хозяева компаний? Они оставляли стариков, у которых богатый опыт, у которых все допуски есть, они уже натренированные, их доучивать не надо, молодых разогнали тогда. И после этого образовался страшный дефицит. Мы три года назад, помните, брали иностранцев, закон приняли. Это все было следствие того, что разгоняли молодых».
Маленькие оклады — это нормальная ситуация: так авиакомпании борются с чрезмерным налогообложением, говорит директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов.
Сергей Веховдиректор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис»«Предлагаю не пугаться очень низких окладов, потому что основные деньги летчики зарабатывают за налет, который иногда многократно превышает сам оклад. Низкие оклады — это, скорее всего, борьба авиакомпаний с чрезмерным налогообложением, чтобы не платить лишние деньги, когда у них не летают самолеты, поэтому оклады специально делают маленькими. Ведь не бегут же люди из «Якутии», работают там, значит, их устраивает, значит, они в конце месяца получают такие деньги, которые их держат в этой компании, иначе бы они разбежались. Только еще раз, пилоты — это не все «Трансаэро». Помимо пилотов, помимо стюардесс, там тысячи сотрудников. Вот что будет с ними? Пилоты трудоустроятся, это самый востребованный товар. Все, что касается наземных сотрудников, — этого на рынке хватает».
Сегодня «Трансаэро» прекратила все полеты. Компания собирается подать заявление о собственном банкротстве. Как сообщается, о таком намерении уведомил гендиректор Дмитрий Сапрыкин, назначенный на эту должность «Аэрофлотом».