В предстоящие выходные можно посмотреть вышедшую недавно в прокат кинокартину Паоло Соррентини «Молодость», посетить выставку «несерьезного» фотографа Эллиота Эрвитта в Центральном доме художника на Крымском валу и еще успеть на ретроспективу московского художника Николая Касаткина в Новом Манеже.

Выставка Николая Касаткина. Фото: Вадим Фролов, Пресс-служба Манежа

КИНО

В прокате на этой неделе — «Молодость» Паоло Соррентино.

Фильм итальянского режиссера участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля прошлой весной.

Кадр из фильма «Молодость». Фото: Пресс-служба A-One Films

В очень дорогом швейцарском спа-отеле каникулы проводят друзья: именитый композитор и оскароносный режиссер, оба на пенсии. Один не знает, как отказаться от предложения королевы Англии сыграть концерт, второй пишет сценарий прощального фильма в компании бестолковых сценаристов. Изображают стариков Майкл Кейн и Харви Кейтель.

«Молодость» в Каннах ничего не заработала, но зал взорвался аплодисментами, смешанными с криками «бу», — по каннским меркам, верный признак, что Соррентино все удалось. Европейский успех картины не заставил себя ждать.

Сергей Сельяновпродюсер«Во Франции успех не удивителен: там совсем другая культура телесмотрения, там к хорошему кино привыкают со школы, там есть занятия по кино. У нас, конечно, широкой аудитории нет. Мне кажется, что этот фильм лучше, чем «Великая красота», тоньше и эмоциональнее. В этом фильме много говорится об эмоциях, и они там есть. В «Великой красоте» их, на мой вкус, несколько меньше было, а эмоциональность — это главное».

«Великая красота» того же Соррентино год назад принесла ему Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Кадр из фильма «Молодость». Фото: Пресс-служба A-One Films

С тем, что «Молодость» получилась лучше другой картины Соррентино — «Великой красоты», согласен кинокритик Иван Николаев.

Иван Николаевкинокритик«В «Великой красоте» все-таки были какие-то такие мазки, очень удачные, но это мазки, а здесь — нырки и такие удары в те самые больные места, которые будут понятны людям разных возрастов. Очень эмоционально, правда? Да, потому что тут не нужно быть стариком, который является главным героем этого фильма, но при этом все подано настолько тонко, что каждый вытянет для себя что-то свое из каждого кадра».

«Молодость» — совершенно удивительное кино. Помимо того, что очень красивое, оно предельно эмоциональное и философское, и именно поэтому пересказывать сюжет нет никакого смысла. Для любителей умного европейского кино — must-see.

ВЫСТАВКИ

Ретроспектива Николая Касаткина в Новом Манеже.

Нынешняя экспозиция — самая большая персональная выставка художника.

Выставка Николая Касаткина. Фото: Ксения Крутова, Пресс-служба Манежа

Касаткин — один из классиков современного искусства. Около 120 живописных работ и больше 50 графических, многие привезли из музеев и частных коллекций со всей России и Европы.

Ретроспектива строится неожиданным образом и очень импонирует тем, кто любит все делать с конца. Зрителя ведут от последних лет к юным годам художника. Касаткину сейчас 83 года, и свою последнюю, то есть первую картину выставки, он закончил буквально на днях. Заканчивается осмотр работой 1948 года — живописцу тогда было 16 лет.

Сергей Поповкуратор выставки«Такое углубление в хронологию аутентично именно этому художнику, для которого чрезвычайно важны работы недавнего последнего времени, но в них одновременно суммируется опыт, который был накоплен им, наработан за последние 60-70 лет в искусстве, идущий еще от взаимодействия с линией Роберта Фалька— одного из классиков искусства первой половины XX века, идущий в творчество уже Касаткина. Кроме того, самый важный момент про Николая Касаткина — это то, что он непривычно реалистичный для современного искусства художник. В некоторых картинах есть момент обманки, в них он присутствует совершенно прямо. Этот момент обманки — то, что похоже на обычное видимое нами изображение, в частности это касается пейзажа и ряда портретов, в том числе и автопортретов художника, но при этом это очень сложно сконструированные работы, которые рефлексируют на тему того, что вообще можно сегодня считать реализмом, что сегодня является реалистическим искусством. И в счет этого они очень интересны, как мне кажется, сегодняшнему зрителю».

Работы очень эмоциональные, так что, даже если вы не знакомы с Касаткиным, идите, не пожалеете. Ретроспективу можно посмотреть в Новом Манеже до 1 ноября.


Эллиот Эрвитт в ЦДХ на Крымском валу.

Выставка Эллиота Эрвитта. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Моя любимая фотография — целующаяся в автомобильном зеркале пара. На горизонте море, женщина улыбается. Зеркало круглое — это старый автомобиль. Эллиот Эрвитт — один из самых известных мастеров американского репортажа. Гагарин, Кастро, Хичкок, Мэрилин Монро, Че Гевара, Хрущев и Шварценеггер. Ну и конечно собаки, которых фотограф обожал. Это одна из тех выставок, что ценна не только снимками, но и атмосферой. Естественно, иронично о времени и о себе. Вернее, о нас. Эллиота Эрвитта называют еще несерьезным фотографом.

Эллиот Эрвитт. Феликс, Глэдис и Ровер. Нью-Йорк, США, 1974. Фото: Коммуникационное агентство Masterpiece Production

Он родился в Париже в семье русских эмигрантов. Когда мальчику было 10, семья решила перебраться за океан, и уже в Штатах юноша начал заниматься фотографией. В 50-е годы Эрвитт подрабатывал помощником фотографа в армии: снял ожидающих отправку солдат и неожиданно для себя занял второе место в конкурсе журнала Life. Настоящая слава пришла к Эллиоту, когда он попал в президентский пул. Здесь он сделал одну из самых известных своих фотографий — Жаклин Кеннеди за гробом, обернутым в американское знамя.

На Крымском Валу собрали самую полную экспозицию из всех, что когда-либо представляли в Москве. В прошлый раз пару лет назад выставку делали в Мультимедиа Арт Музее. В ЦДХ охват темы шире: 136 подлинников, напечатанных с середины 40-х вплоть до начала 2000-х.

Ретроспективу Эллиота Эрвитта можно посмотреть до 10 декабря.