Попытка оттянуть неизбежное, или зачем S7 покупает «Трансаэро»
Возникает главный вопрос, на который пока нет окончательного ответа — зачем покупать компанию с долгами в 250 миллиардов рублей, которая к тому же не может работать
Читать на полной версииПоздно вечером 20 октября стало известно, что совладелец S7 Владислав Филев намерен купить не менее 51% акций «Трансаэро» у крупнейшего акционера авиакомпании Александра Плешакова. Филев заявил, что новые акционеры «всеми силами» постараются избежать банкротства «Трансаэро», и у них есть план по спасению перевозчика. Утром 21 октября Росавиация объявляет, что аннулирует сертификат эксплуатанта «Трансаэро» по итогам внеплановой проверки. Документ восстановлению не подлежит.
Это значит, что уже с 26 октября самолеты авиакомпании не смогут подниматься в воздух. Несмотря на это, совладелец S7 Наталия Филева обещает: планы купить «Трансаэро» не меняются. И более того, в этот же день — 21 октября — на биржевых торгах акции компании дорожают почти на 200%.
В Госдуме выступает первый вице-премьер Игорь Шувалов, который возглавляет межведомственную комиссию по данному вопросу. К нему с возмущением обращается глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он ставит вопрос: как так получается, что «Аэрофлот» практически сумел стабилизировать «Трансаэро», смог успокоить людей, но вдруг появляется кто-то и говорит: «Я покупаю то, что осталось». И далее совет – передать дело в правоохранительные органы.
Шувалов не против. Возникает главный вопрос, на который пока нет окончательного ответа – зачем покупать компанию с долгами в 250 миллиардов рублей, которая к тому же не может работать. Причем, сделка, которой еще и нет, категорически не поддерживается властями. Далее предположения – отмечает директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов.
Сергей Веховдиректор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис»«Социальная ответственность, помощь правительства — надежда у S7 на это. Помогите нам, мы же перевозим людей, а не будем их перевозить — начнутся демонстрации в аэропортах. Такой легкий шантаж с угрозой социальных осложнений. Все знают, что наше правительство этого побаивается. Наличие маршрутной сети не гарантирует присутствия пассажиров. Конечно, есть «золотые» линии, как направление на Лондон, которое полное всегда, в любой кризис».
Главная версия звучит так. За сделкой с S7 стоят рассерженные кредиторы. Особенно некрупные банки — для них банкротство перевозчика смерти подобно. Они рискуют не получить ничего. После года молчания напомнил о себе Михаил Прохоров, чей банк – также кредитор «Трансаэро». Политик и бизнесмен сравнил действия правительства с поведением слепой акулы. Сначала пытаются спасти компанию, а затем банкротят. Выигрывает в результате «Аэрофлот», а все остальные проигрывают. Очень может быть, что и действующие владельцы «Трансаэро» заинтересованы сохранить юридическое лицо компании, чтобы избежать вопросов к себе лично, почему все это случилось. Продолжает адвокат Алексей Линецкий.
Алексей Линецкийадвокат«Когда банкротятся крупные компании, зачастую возникают вопросы к руководству компаний. Возникают подозрения в выводе активов из компаний. Возможно, чтобы избежать подобных подозрений, нынешние владельцы «Трансаэро», может быть, хотят переключить на кого-то другого. Но вряд ли это возможно, потому что все же понимают, кто владельцы».
S7 может претендовать на маршруты «Трансаэро». Хотя это очень сомнительно: полетная карта делится, и все лучшее, скорее всего, уйдет «Аэрофлоту». Таким образом, главная версия — оттянуть процедуру банкротства. За это время придумать, как вернуть свои деньги. Государство заверяет, что никого спасать не будет, но социальный фактор – это сильный козырь. При всем при этом никакой сделки пока что нет. Есть только обещания купить неработающий актив.