Ситуация с «Трансаэро» может стать лишь началом волны банкротств
Что привело «Трансаэро» к предбанкротному состоянию и может ли ей еще кто-то помочь? Иски к авиаперевозчику подали Сбербанк и «Альфа-банк»
Читать на полной версииЕсть простая экономическая причина, почему «Трансаэро» вылетела в трубу, — девальвация. Чем сильнее слабел рубль, тем дороже обходился компании ее большой флот — 106 самолетов. Лизинговые платежи нарастали, как снежный ком, долг раздулся до 260 млрд рублей. Когда стало понятно, что компания больше не может наращивать долг, на самом высоком уровне было принято решение банкротить авиаперевозчика. В ходе кризиса, пожалуй, это первый случай, когда крупную компанию решено не спасать. И это знаковое решение.
Несмотря ни на что, руководство «Трансаэро» еще предпринимает попытки спасти компанию, и некоторые банки-кредиторы поддерживают эти попытки, надеются, что долги авиаперевозчика еще можно будет реструктурировать. Видимо, это те банки, которые не рассчитывают на то, что кто-то спасет их балансы, если компания прекратит свое существование.
Могучий вихрь девальвации ударил не только по «Трансаэро». Это лишь начало. Банкротств будет много, причем как среди компаний, так и среди физических лиц. Те, кто еще недавно казались непотопляемыми, могут оказаться за бортом. Хотя некоторым подешевевший рубль наоборот помог выжить. Например, «Мечелу»: он был в шаге от банкротства, но катастрофы удалось избежать.
Потенциальным инвесторам надо понимать, что рисков становится все больше, ударная волна никого не пощадит. Замглавы Минэкономразвития Евгений Елин в интервью ТАСС сказал, что «вполне понятно, что основной бонус или интерес S7 — маршрутная сеть «Трансаэро», и поэтому помощь государства будет заключаться в том, чтобы компания не была лишена приза, за которым она идет». S7 с 7 октября перевозит пассажиров «Трансаэро» на собственных рейсах на безвозмездной основе.