Хищение 330 млн при строительстве метро: кому — СИЗО, а кому — домашний арест
Сегодня суд рассмотрит ходатайство следствия об избрании меры пресечения шестерым обвиняемым дела о хищениях при строительстве станции метро «Шипиловская». Четверых следователи просят поместить в СИЗО, а еще двоих — под домашний арест
Читать на полной версииТверской суд Москвы сегодня намерен рассмотреть ходатайства следствия об избрании меры пресечения шестерым фигурантам громкого дела о хищениях более 330 млн рублей при строительстве станции метро «Шипиловская».
Как сообщила Business FM пресс-секретарь суда Анастасия Дзюрко, Главное следственное управление МВД России по Москве просит заключить под стражу четверых фигурантов: Игоря Орлова, Владимира Ржанова, Александра Семенова и Дмитрия Зайцева. «Еще двоих — Александра Смирнова и Светлану Ширяеву — следствие просит поместить под домашний арест», — сказала пресс-секретарь. Она добавила, что все фигуранты находятся в статусе обвиняемых: им инкриминируется мошенничество в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ). «Ожидается, что заседания суда начнутся не раньше 15:00», — сказала Дзюрко.
Согласно материалам дела, Александр Смирнов является бывшим гендиректором и совладельцем компании «Мосметроходинг», Ширяева числилась начальником расчетного отдела СМУ-154, Дмитрий Зайцев являлся главным инженером этой организации, Александр Семенов был заместителем руководителя АО «Трансинжстрой», а Александр Ржанов возглавлял «Бюро комплексного проектирования».
Сегодня МВД сообщило о том, что сотрудники антикоррупционного подразделения полиции совместно с ФСБ вскрыли схему хищения бюджетных денежных средств, выделенных на проектирование и строительство участка Люблинско-Дмитровской линии столичного метро.
Хищения в ходе госконтрактов
Как рассказала Business FM официальный представитель МВД России Елена Алексеева, хищения осуществлялись в рамках реализации госконтрактов, заключенных в 2007 между «Управлением капитального строительства» и крупной московской строительной компанией АО «Трансинжстрой», на общую сумму свыше 26 млрд рублей. Генподрядчик заключил несколько субподрядных договоров, в том числе с подконтрольными организациями: ООО «Инжстройпроект», СМУ-154 и «Бюро комплексного проектирования» (БКП). «Это позволило злоумышленникам манипулировать ценовой политикой, искусственно завышая стоимость строительно-монтажных работ», — сказала Алексеева.
В частности выяснилось, то в 2011 году в рамках указанного госконтракта генподрядчик заключил договор с аффилированной организацией на выполнение работ по выносу инженерных сетей из пятна застройки станции метро «Шипиловская». «Субподрядчик, в свою очередь, не исполнил обязательства по сделке, передав их третьей коммерческой организации. В декабре того же года заказчику была предоставлена справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 на сумму более 330 млн рублей. Сумма была принята и оплачена в полном объеме», — сказала официальный представитель МВД.
Она сообщила, что в ходе строительного исследования было установлено завышение объемов и расценки работ до 20 раз. Злоумышленники добавляли в документы работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией. При проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудники правоохранительных органов задокументировали факт изготовления подложных документов — актов и локальных смет, по которым якобы выполнялись работы, связанные с переносом инженерных сетей.
На основании собранных материалов ГСУ ГУ МВД России по Москве возбудило уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере, совершенное организованной группой» (часть 4 статьи 159 УК РФ). Эта статья предусматривает наказание на срок до 10 лет лишения свободы.
«Нехороший» либерализм
Бывший старший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР, почетный адвокат Владимир Калиниченко не удивлен вскрывшейся схемой хищения при строительстве метро. «Завышение объема работ — это то, что процветало и в советские времена, но тогда этого было меньше, так как были ГОСТы. Сейчас это процветает налево и направо, — прокомментировал он Business FM уголовное дело. — Хищение — это наиболее распространенный состав. Деньги воруют всегда. Из украденного даются взятки. Поэтому здесь ничего особенного нет».
Калиниченко уверен: в том, что бюджетные деньги осели в карманах аферистов, виноват главным образом заказчик, который должен был контролировать все сметы и расходы. «Кто-то обязательно был в доле, иначе это невозможно, — полагает юрист. — Поэтому виноват в первую очередь заказчик. Я глубоко убежден, что речь идет о наличии преступного сговора между заказчиком, подрядчиком и субподрядчиками».
Калиниченко удивлен тем, что следствие попросило поместить двух из шестерых обвиняемых под домашний арест. Даже если допустить, что кто-то из обвиняемых стал сотрудничать со следствием, он считает это недопустимым. «Раньше, в советские времена, если были бы вскрыты хищения в таких размерах, все сидели бы в тюряге. Суд и следствие обвинили бы в либерализме, если бы для обвиняемых попросили более мягкую меру пресечения. Я понимаю, если человек заключил сделку со следствием, раскаялся, вернул похищенное, тогда да, пусть суд ему назначит наказание за отбытым. А когда человека фактически отпускают под домашний арест еще до суда, я этого как бывший следователь не понимаю. Этот либерализм ни к чему хорошему не приведет», — сказал Владимир Калиниченко.