Быть базе или нет. Размышления накануне встречи Путина и Лукашенко
В четверг Владимир Путин начинает визит в Казахстан, где пройдет саммит СНГ. В рамках этого мероприятия запланирована встреча российского президента с Александром Лукашенко. Главная тема последних дней — это судьба российской военной базы в Белоруссии
Читать на полной версииОдно время считалось, что вопрос с базой решен, однако совсем недавно Лукашенко заявил, что база республике не нужна. Эксперты говорят, что начинается очередной торг между союзниками. При этом у Лукашенко есть два козыря — новые отношения с Западом и тот факт, что российский оборонный комплекс в немалой степени зависит от белорусских поставок.
В Казахстан Александр Григорьевич Лукашенко отправляется в старом новом статусе — он в пятый раз стал президентом Белоруссии. Это его первый большой государственный визит после выборов.
В Кремле сообщили, что вопрос о базе, скорее всего, будет обсуждаться на встрече с Владимиром Путиным. Лукашенко также готов говорить на эту тему. При этом белорусский лидер сомневается, что Москва в итоге согласится, поскольку это в первую очередь финансово затратно.
Александр Григорьевич подтвердил свою позицию: российским самолетам все равно, откуда летать — хоть из Пскова, хоть из Смоленска. То есть, база может быть, но взамен белорусская армия хотела бы получить самолеты и новейшие ракетные системы.
На сегодня Минск как участник ОДКБ имеет право покупать вооружения по льготным внутрироссийским ценам, по которым Минобороны закупает технику у ОПК. Однако все равно речь идет о немалых суммах. Но у Лукашенко есть политические козыри. С одной стороны, Белоруссия — главный союзник России, барьер на пути натовской экспансии. А с другой ЕС на четыре месяца заморозил санкции против в первую очередь высших руководителей республики, включая самого Лукашенко. Так что у него есть возможность попросить побольше. Продолжает белорусский военный эксперт Александр Алесин.
«Он намекал, конечно, на ракетные комплексы «Искандер», которые ему давно были обещаны, но до сих пор не поставлены. Я так полагаю, самим российским войскам не хватало ввиду слабости ВПК в определенный момент. Сейчас, мощности нарастили, и перевооружение идет быстрее. Ну, и второе - у экономически слабой Белоруссии просто нет денег на покупку таких систем, а даром Россия отдавать их не любит».
Белоруссия сама активно продвигается в разработке новейших систем вооружений. На параде 9 мая были представлены реактивные системы залпового огня «Полонез». На подходе и другие перспективные разработки. Есть версии, что здесь не обошлось без кооперации с Китаем.
Лукашенко не раз говорил о заинтересованности китайских товарищей. Более того, Россия на сегодня зависит от белорусских поставок. Самое известное — это знаменитые минские тягачи. Говорит эксперт ПИР-центра Вадим Козюлин.
«Порядка 8% российских вооружений включают компоненты, которые производятся в Белоруссии. В Белоруссии промышленность ведет и научные разработки, и белорусские военные в этом участвуют. Там достаточно мощная электронная база — по производству электронных компонентов для военных целей. Там производятся, например, тягачи, которые используются для транспортировки российских стратегических ракет».
Александр Григорьевич считается едва ли не единственным выигравшим в результате украинских событий. Он, по сути, вновь стал рукопожатным лидером. В итоге, Запад ждет от Минска движения к демократии. России по-прежнему нужны союзники — у нее их не так много. Так что, есть основания предполагать, что может быть не «Искандер», но некие новые виды вооружений Лукашенко получит.