Одно из самых ярких заявлений президента и председателя правления ВТБ Андрея Костина: в России кризиса нет, а те, кто считают иначе, либо слишком молоды и не помнят 98-й и 2008-й, либо у них короткая память. Хотя ситуация непростая, признал Костин. Банкиру парировал владелец «Русала» Олег Дерипаска. Кризис есть, сказал бизнесмен: инфляция, дорогая валюта, рынки капитала закрыты. Андрей Леонидович ответил — Олег Владимирович продолжил.

— Олег Владимирович мой друг и очень хороший давний клиент. Лишение его доступа к рынку капитала — это благо для него. Потому что, сколько ему ни дай денег, он все их употребит куда-то.

— Долговой рынок неэффективный, можно сказать кабальный. Финансовая система — ростовщическая, извиняюсь, вырвалось.

Вслед за Олегом Дерипаской слово взял основатель и совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий. Он впервые выступал на форуме «Россия зовет!». Бизнесмен не стал вмешиваться в спор по поводу кризиса и путях выхода из него.

Сергей Галицкийоснователь и совладелец сети «Магнит»«Мне кажется, что такое маниакальное желание расти, оно не совсем правильное, как в погоде требовать, чтобы все время было солнце. Экономика должна развиваться согласно потребностям. И единицей потребления является человек внутренней экономики. Что мы делаем, чтобы длина жизни человека росла? Что мы делаем, чтобы человек меньше погибал в дорожно-транспортных происшествиях? Туда мы практически не инвестируем».

Оживленная дискуссия развернулась между министрами экономического развития и финансов. Первым выступал Алексей Улюкаев. Глава Минэкономики поднял тему повышения налогов для нефтяной отрасли, как и многие противники повышения сказал, что нефтяников нельзя лишать инвестиций. Глава Минфина Антон Силуанов не согласен.

Антон Силуановминистр финансов РФ«Я еще раз хотел бы Алексея тут вспомнить. Он говорит, что надо помочь инвестициями нефтянке. Мне кажется это спорный тезис. Игорь Иванович, наверное, со мной тоже не согласится. Мы последнее время все время только и помогали нефтянке. Льготы, последнее время, которые мы давали, если посмотреть, то все они были как раз нефтяному бизнесу — самому «обездоленному».

И снова микрофон у Алексея Улюкаева. В стиле диалогов древнегреческих философов Алексей Валентинович объясняет, почему для нефтяников нельзя повышать НДПИ, как предлагал Минфин.

Алексей Улюкаевглава Минэкономразвития«Я иногда удивляюсь логике моего друга Антона. Мы хотим доходы в бюджет только в этом году или в следующие годы мы тоже хотим? Мне кажется, в следующие годы мы тоже будем иметь эти обязательства и должны будем их исполнять. Значит, нам нужно рассчитать наши налоговые упражнения таким образом, чтобы не уменьшать доходы».

Антон Германович Силуанов, которого на форуме по ошибке назвали Антоном Оскаровичем, привел такой аргумент: инвестиции госкомпаний это триллионы, а какой они дают эффект? Ответил глава «Роснефти» Игорь Сечин. «Наши издержки самые низкие в мире», — сказал Игорь Иванович. И так получилось, что на этой ноте большая экономическая дискуссия закончилась. Причем все участники спора, кажется, забыли, зачем еще в прошлом году затевались «налоговые упражнения». Маневр ввели, чтобы стимулировать глубину переработки нефти российскими компаниями, и как результат — получить больше доходов. Сейчас же споры свелись к вопросу — забирать ли дополнительные деньги у нефтяников? Как метафорично сказал Business FM один из участников форума: «Ощущение, что один про быка, другой про корову, а речь на самом деле про козье молоко».