Польский каприз. Варшава пытается перекрыть России «Северный поток»
Польский президент Анджей Дуда заявил, что «Северный поток-2» — угроза безопасности Украины. В чем она заключается, попытались объяснить российские эксперты
Читать на полной версииПольша выступила против «Северного потока-2». Этот проект представляет угрозу для безопасности Украины, Словакии, Польши и ряда других европейских стран. Об этом заявил по итогам саммита «Вышеградской группы» польский президент Анджей Дуда. Он не пояснил, в чем именно заключается угроза нового газопровода для Польши. Но сказал, что проект скорее геополитический, так как экономические выгоды его сомнительны. Так для чего нужен еще один газопровод по дну Балтийского моря из России в Германию?
Михаил Крутихинпартнер консалтинговой компании RusEnergy«Там все схемы уже отработаны. То, что касается Польши, то я не исключаю, что это временный каприз, который точно повторяет ту же аргументацию, которая была у Польши при строительстве первой очереди «Северного потока», то есть ниток первой и второй. Возможно, что Польша вот так немного поартачится, а потом все-таки согласится с этим проектом. Я не исключаю, что это какой-то торг. В чем он заключается, пока не видно, но это вполне возможно».
Почему Варшава критикует «Северный поток-2»?
Эльдар Касаевчлен экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России«Заявление понятное, это политическая риторика. Еврокомиссия сверяет часы с Вашингтоном, никому не интересно, чтобы Россия развивала свои источники поставок газа в Европу, хотят, чтобы оставался украинский транзит, чтобы мы снабжали и платили за транзит большие деньги, чтобы Украина еще могла давить на «Газпром», и «Газпром», в свою очередь, в глазах Еврокомиссии можно было выставить ненадежным поставщиком. Поэтому все другие проекты, это и «Турецкий поток», и вторая очередь «Северного потока», они, скажем так, не рукопожатны перед еврокомиссарами. В этой связи используются и государства, которые уже фактически несамостоятельные, хоть и суверенные, и по Конституции самостоятельные, но тем не менее они выполняют политику старших друзей. Мы видели это на примере Болгарии, которая фактически не дала ход «Южному потоку». Сейчас с Турцией у нас проблемы, и «Турецкий поток» подвисает. И что касается «Северного потока-2», то тут пять европейских компаний поддерживают «Газпром», причем такие крупные компании, включая немецкий. А немецкий голос в Европе — это авторитет. В этой связи Польшу теперь выдвинули на авансцену наши западные визави и пытаются с помощью поляков расшатать нашу ситуацию в жесткую риторику, чтобы мы чувствовали давление. Тем не менее европейцы сами понимают, что без российского газа не обойтись. Это раз. Второе — украинский транзит находится под большим вопросом, по крайне мере, в тех объемах, которые сейчас Россия поставляет через Украину, потому что страна ненадежная, даже сейчас к началу отопительного сезона в подземных газовых хранилищах голобуго потлива меньше, чем в прошлом году, а тогда зима была теплее, сейчас ожидают более холодную зиму. Поэтому риск незаконного отбора нашего газа, который идет через Украину в Европу, возрастает. Они могут это делать, и тем самым репутация «Газпрома» будет подпорчена в очередной раз, потому что все это будет выставлено, как недобросовестное выполнение обязательств именно поставщиком. Опять же Польша самостоятельно перекрыть «Северный поток» не может, они могут лишь просто лаять. Но ничего из этого не выйдет. Польша сама зависит от российского газа. А нам надо выполнять свои обязательства перед странами Евросоюза. У нас до 35-го года есть действующие контракты, а через Украину транзит заканчивается в 19-м году. Будет ли продлен или нет — это вопрос. И какие объемы пойдут? А нам все-таки надо большие объемы газа доставлять. Надо будет менять документацию, скорее всего, указывать другие точки сдачи газа, и, скорее всего, это будет напрямую через Германию, без транзитного государства, то есть по «Северному потоку» и по «Северному потоку-2».
Напомним, ранее Украина и Словакия выступили против строительства «Северного потока-2». Украинский премьер Арсений Яценюк назвал проект не только антиукраинским, но и антиевропейским, заявив, что в случае его запуска Киев потеряет 2 млрд долларов в год транзитных доходов. А словацкий премьер Роберт Фицо заявил, что европейские компании, заключившие с «Газпромом» соглашение по этому газопроводу, «предали Словакию как члена Евросоюза».