По данным иностранных источников, сирийские войска наступают в двух провинциях — Хама и Идлиб. Огневую поддержку им оказали ракетные удары с российских кораблей. Позже информацию о начале наступления подтвердил глава сирийского Генштаба генерал Али Айюб.

Али Айюбглава сирийского Генштаба, генерал«Удары российских военно-воздушных сил подорвали боевые возможности международной террористической группировки ИГИЛ (данная организация запрещена в РФ — Business FM) и других террористических формирований. Вооруженные силы Сирийской арабской республики на протяжении нескольких лет сохраняли инициативу, формировали человеческие ресурсы. Одним из особо важных ударных формирований стал 4-й штурмовой корпус. Сегодня вооруженные силы Сирийской арабской республики начали широкомасштабное наступление с целью уничтожения террористов и освобождения районов и населенных пунктов, которые страдали от террора и преступлений».

Как сообщила телестанция «Аль-Маядин», к северу от провинциального центра Хама бойцы правительственных сил продвинулись за сутки на 70 км. На другом направлении, к востоку от крепости Калаат-эль-Мадик сирийская армия и ополченцы продвинулись за сутки на 50 км и выбили боевиков из города Кфар-Набуда. Стороны применяют артиллерию и бронетехнику, но преимуществом обладают сирийские войска, которые получают поддержку с воздуха.

По данным официального Дамаска, на ряде участков фронта противник дрогнул и начал отвод сил в южные районы провинции Идлиб, к своим тыловым базам. Как заявил постпред США при НАТО Дуглас Льют, российские военные развернули в Сирии наземные силы в размере одного батальона, новейшие танки, а также целый ряд других типов вооружений. По словам постпреда, в восточной части акватории Средиземного моря присутствуют свыше 10 кораблей ВМФ России.

О специфике подобных войн рассуждает вице-президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов.

Алексей Филатоввице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»«Сначала ведется очень глубокая, тщательная разведка. Появляются все пункты управления, места скопления, лагеря, тренировочные базы потенциального противника. Потом по этим точкам с помощью высокоточного оружия наносятся точечные удары. Скажем, результат этого точечного удара можно понять со снимков спутников или с помощью разведчиков, не очень хорошо понятно, какой результат мы достигли, потому что очень часто мы не знаем об оборонительных сооружениях, о подземных ходах, может быть, углубленных объектах, то, что нельзя с внешней разведки увидеть. Поэтому обязательно нужна пехота, прийти на место совершения этого бомбового удара и четко увидеть, какой результат, то есть количество потерь живой силы, техники противника. И поэтому, в общем-то, знаете, как в годы войны, есть такое понятие, как артподготовка, а потом войска идут в наступление. Но сейчас это немножко видоизменено, то есть по этим точкам, именно по точкам, а не по плоскостям, большим площадям наносится, а именно точечно наносятся удары ракетные, а затем выходит пехота, чтобы увидеть, какие результаты этого бомбового удара. То, что сейчас в принципе и происходит. О чем вот как раз и говорим, что без участия пехоты, без участия людей пока что вести эффективно боевые действия невозможно. Никакие ракетные удары, ни авиация достичь окончательной цели не могут. Пехота, ну, я так называю пехота, конечно же, они идут на тяжелой технике, это бронетранспортеры, танки, другая техника, которые защищают эту пехоту, например, в случае, если они попадут в какую-то засаду или нарвутся на реального противника, который от ракетного удара не уничтожен. То есть, уже идет такая настоящая войсковая операция зачистки местности».

Министр обороны США Эштон Картер заявил, что не удивится, если в результате ошибочной, по его мнению, стратегии Москвы в Сирии, в самой России начнутся теракты, а российская группировка начнет нести потери. Глава Пентагона заявил, что поддержка Кремлем Башара Асада приведет к затягиванию гражданской войны в Сирии. США не будет сотрудничать с Россией, пока она поддерживает режим в Дамаске, заявил Картер.

Тем временем новые жесткие заявления прозвучали со стороны президента Турции в адрес России. Реджеп Тайип Эрдоган впервые намекнул на то, что его страна вместо российского газа может покупать какой-нибудь другой газ. Эрдоган также упомянул крупнейший совместный проект строительства АЭС «Аккую», куда Россия уже «вложила три млрд долларов».

Если русские не построят эту станцию, значит придет кто-то другой и построит, сказал глава Турецкой республики. Все это он заявил в ответ на ракетный удары России по сирийской территории, а также нарушение российскими самолетами воздушного пространства Турции. Объяснения Москвы по этому поводу Эрдоган назвал неубедительными.

В Кремле и МИД России высказались примирительно — что инциденты не повлияют на взаимовыгодные отношения двух стран. Комментирует политолог-востоковед Алексей Малашенко.

Алексей Малашенкополитолог-востоковед«Такие вещи надо было просчитывать. Надо было уговаривать Турцию заранее. Тут должна была быть более сложная дипломатическая игра, а у нас любят делать под предлогом, что мы опять великая держава. Если турки в эту игру будут играть, а тут идет, простите меня, речь о четырех, по-моему, нитках, и каждая нитка идет по 15,5 млрд кубометров. Если все это накроется, в общем, все это печально, потому что турки при всем том, что у нас совершенно разные позиции по Башару, они прагматики, и когда Эрдоган ставит газ в зависимость от позиции к сирийскому режиму, он, в общем, это уже проговорил. Это очень печально, и выхода никакого нет в данном случае. Можно, конечно, кричать о том, что нам на все наплевать, весь газ пойдет в Китай, можно снижать и цены, это нам не выгодно, чтобы, так сказать, турок привлечь. Это дополнительная головная боль, которой, в принципе, я считаю, можно избежать было бы. Тем более, что приезжал он на открытие мечети, личные контакты очень долго шли, значит, Путин не смог его чем-то заинтересовать. Есть, конечно, надежда на то, что помимо заявлений и Столтенберга, и турок, еще ведутся какие-то подпольные переговоры. Это вполне возможно, потому что, действительно, в Штатах есть публика, которая считает, что все-таки Россия бьет еще и по «Исламскому государству». Но пока, мы, как правило, информативно получаем только вершки, так можно сказать. А что касается корешков, мы знаем, как все это было на Украине, мы знаем, как вообще начинался сирийский кризис, и то, что говорилось на поверхности, эти все декларации о любви, о мире и так далее, они стоят три копейки. Поэтому, наверное, надо ожидать каких-то результатов, вот неофициальных контактов, какой-то утечки информации. Так что будем готовы к неожиданным версиям».

Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Североатлантический альянс готов оказать полную поддержку Турции для обеспечения ее безопасности. По его словам, НАТО изучает возможность продления своей текущей миссии по размещению подразделений средств ПВО Patriot в Турции после 2016 года. Столтенберг сообщил о намеченной на среду отдельной встрече с министром обороны Турции для обсуждения инцидентов с нарушением российским самолетом воздушного пространства этой страны.