Ехал в Самару «по делам», а попал в уголовное дело
Глава Общества защиты прав потребителей попал в уголовное дело прямо с поезда. Михаилу Аншакову инкриминируют «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту»
Читать на полной версииГлава Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков стал фигурантом уголовного дела. Отдел судебных приставов по Хамовническому району инкриминирует ему «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту» (ст. 312 УК РФ). В рамках уголовного дела правозащитника объявили в федеральный розыск.
О том, что он угодил в уголовное дело, Михаила Аншаков узнал накануне. Сотрудники полиции сняли его с фирменного поезда на Казанском вокзале столицы, откуда правозащитник в 20 часов 08 минут собирался отправиться в Самару по делам. На задержанного надели наручники и доставили в ОВД «Хамовники», которое Аншаков смог покинуть только в одиннадцать часов вечера.
Как сообщила Business FM его адвокат Роза Баршина, в полиции выяснилось, что председателю Общества защиты прав потребителей заочно предъявлено обвинение по части 1-й статьи 312 УК («Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации»). Она предусматривает наказание от штрафа в размере до 80 тысяч рублей, обязательные либо исправительные работы, либо арест до полугода, либо лишение свободы на срок до 2-х лет.
«Как оказалось, с середины августа Михаил Аншаков был объявлен в федеральный розыск, о чем он сам был ни сном, ни духом», — рассказала адвокат. После выяснения обстоятельств задержанного отпустили, взяв обязательство о явке. «Теперь в 9 часов утра в понедельник, 5 октября, мы должны явиться к руководителю Отдела Службы судебных приставов по району Хамовники, в котором, собственно, и возбудили уголовное дело», — сообщила защитница.
Сам Аншаков рассказал Business FM, что поводом для уголовного дела стало имущество, которое он четыре года назад взял на ответственное хранение. Его описали судебные приставы в рамках исполнительного производства по иску одного из клиентов Городского бюро товарных экспертиз. Данная организация, которая уже прекратила существование, сотрудничала с ОЗПП и проводила по заказу общества различные исследования. Бюро располагалось в дополнительном офисе ОЗПП в Большом Власьевском переулке. «Этот гражданин остался недоволен качеством экспертиз и заочно взыскал с бюро в каком-то из подмосковных судов 50 тысяч рублей, о чем мы ничего не знали», — поведал руководитель Общества защиты прав потребителей. По его словам, четыре года назад сотрудники Службы судебных приставов по Хамовническому району описали имущество Городского бюро товарных экспертиз, в общей сложности около 20 предметов. «Три с половиной года приставы отсутствовали, с имуществом никаких действий не предпринимали. Потом, через 3,5 года, они появились у нас в офисе, сверили это имущество и написали, что не хватает тумбочки, блока питания к системному блоку, а также металлического сейфа, всего общей стоимостью 1,5 тысячи рублей (по 500 тысяч за каждый предмет)», — привел правозащитник подробности случившегося.
Он уверяет, что на самом деле вещи никуда не делись и все это время находились в офисе. Просто по описанию они не совпали с предметами, указанными в документах. «Так, например, по описи приставов, сейф — бежевого цвета, а на самом деле он серо-бежевый, ближе к серому. Мы говорим им: «Вот он стоит, забирайте», а они говорят: «Нет». В общем какая-то непонятная ситуация получилась и в итоге возбудили уголовное дело», — сказал Аншаков.
По словам общественника, все два или три часа, что он провел в ОВД «Хамовники», сотрудники полиции пытались созвониться с руководством. «Они звонили в отдел по борьбе с экстремизмом, но им сказали, что сегодня не приедут, — продолжил Аншаков свой рассказ. — Судебные приставы, которые объявили меня в розыск, тоже отказались за мной ехать. В общем, как я понял, на месте не было начальника, который должен был принять какое-то решение. В результате никто не взял на себя ответственность за мое задержание. Поэтому все решили отложить до понедельника».
Правозащитник считает, уголовное дело в отношении него было возбуждено незаконно: срок давности привлечения к уголовной ответственности статье 312 УК составляет два года и давно истек. «В этой связи Служба судебных приставов не имела право возбуждать уголовное дело и тем более объявлять меня в федеральный розыск», — негодует он.
Аншаков связывает уголовное преследование с заявлениями сотрудников ОЗПП по Крыму. Скандал разгорелся этим летом, после того, как ОЗПП разместило на своем сайте памятку с советами для туристов, собирающихся посетить полуостров. Общество предложило россиянам обзавестись разрешением у украинских пограничников для поездки. В Генпрокуратуре и Роскомнадзоре сочли, что памятка содержит призывы к нарушению территориальной целостности РФ. Сайт организации заблокировали. ОЗПП пыталось оспорить решение в Замоскворецком суде Москвы, но безуспешно: 19 августа иск был отклонен. В том же месяце ОЗПП оспорило в Верховном суде указ президента России об уничтожении санкционных продуктов и постановление правительства об утверждении правил уничтожения такой еды. Рассмотрение этого дела назначено на 11 ноября.