Shell попрощалась с Арктикой
Отказ англо-голландской компании от бурения на шельфе у берегов Аляски знаменует настоящую революцию, выходящую за пределы нефтегазовой отрасли
Читать на полной версииКорпорация Shell отказалась от дальнейших планов геологоразведочных работ на шельфе Чукотского моря у побережья Аляски. Эта новость выходит далеко за рамки нефтегазовой отрасли. Это настоящая сенсация, даже может быть, революция, предвещающая окончательный крест вообще на нефтегазовых проектах в Арктике в недалеком будущем и уже сейчас — стремительный отток инвестиций из проектов в этом регионе.
Еще неделю-две назад руководство Shell настаивало, что будет продолжать разведочное бурение в районе. Речь идет о газовом месторождении Burger J в 250 километрах от берега. Сейчас полный разворот — u-turn, как это называют.
Среди причин неожиданного замораживания «на неопределенное время» морских разведок в Арктике Shell называет, во-первых, глобальное падение цен на нефть, делающее дальнейшие разработки нерентабельными. По оценке финансово-аналитического центра Carbon Tracker Initiative, более триллиона долларов нефтегазовых инвестиций, запланированных до 2025 года, рассчитаны из мировой цены на нефть в 95 долларов за баррель и при стоимости добычи в 85 долларов. Сейчас она колеблется в районе 45-50 долларов. То есть, как поясняет глава центра, доктор Джереми Леггетт, до сих пор рассчитывают на добычу нефти, которую невозможно будет с прибылью продавать.
Трудно наверняка сказать, какие дискуссии происходили в кабинетах корпорации и кто говорил злые слова. Явно, что решение Shell приняла под давлением акционеров. Они требуют сфокусироваться на тех месторождениях и регионах, где можно ждать относительно быстрой, стабильной, а главное, рентабельной отдачи. Главными акционерами в Shell как раз и являются компании, управляющие инвестиционными активами. И Арктика явно не попадает в число их приоритетных целей.
Англо-голландская Shell — крупнейшая многонациональная компания, она находится на первом месте в мире по доходам (2014 год), одна из шести мировых нефтегазовых «супермажоров». В списке Fortune Global 500 на 2013 год она шла под номером один. Еще в 2006 году Shell решила бурить в Арктике, в районе между Аляской и Юконом (у северного побережье США и Канады). На программу было ассигновано 4,5 млрд долларов. Подготовка буровых платформ и разрешительной документации растянулась на несколько лет, и, собственно, работы начались только в 2012 году. К настоящему времени общие расходы на арктические программы выросли до 7 млрд.
В том же 2012 году Greenpeace начала кампанию Save the Arctic — «Спасти Арктику». Первой мишенью Greenpeace стала Shell. В течение года экологи провели несколько акций, включая «взятие на абордаж» финских ледоколов Fennica и Nordica, зафрахтованных Shell для работ в Арктике. И вот в феврале 2013 года Shell объявила о паузе в своей арктической программе. Тогда Greenpeace переключился на «Газпром». Всем памятны события с задержанием активистов-гринписовцев и их судна российскими властями. Конфликт, кстати, так и продолжается, идет речь о дорогостоящих компенсациях.
Пока разбирались с «пиратским нападением» на газпромовскую платформу, Shell все-таки решила возобновить бурение в море. И вот — опять незадача.
Тут надо сказать о втором ряде соображений, круто повернувших линию нефтегазового левиафана, — о политических.
Внутри два, так сказать, уровня. Первый, очевидный — последовательная кампания экологистов, прежде всего, Greenpeace против разработки хрупкой Арктики под нефтегаз. Greenpeace — это не просто какие-то хипари-экстримы. У них неплохое финансирование и огромное влияние на мировое общественное мнение. Знатоки мне объясняли: с Greenpeace лучше не связываться, себе дороже будет.
Можно вполне определенно говорить, что решение Shell принималось и с оглядкой на серьезные дискуссии в политическом истеблишменте перед предстоящей в декабре в Париже крупной международной конференцией по климату на высшем уровне. Никому не хочется портить реноме на фоне складывающегося консенсуса против углеводородного сырья. Между прочим, французский нефтегазовый гигант Total после трагической гибели его руководителя Кристофа де Маржери в Москве сменил приоритеты и энергично инвестирует в развитие альтернативных источников энергии, включая солнечную. Норвежский гигант Statoil, опора процветания Норвегии, одиннадцатая крупнейшая в мире нефтегазовая компания, месяц назад создал подразделение по возобновляемым источникам энергии. Тоже переключаются.
Второй уровень политических соображений, более деликатный и, как бы это сказать, «локальный» — американский. Обама долго колебался, одобрять ли лицензии Shell на бурение в Чукотском море. В конце концов, одобрил полностью. После чего Shell и приступил к бурению. Но следите за движениями рук — Хиллари Клинтон осудила это решение! Осудила Shell, в частности, и выступила против дальнейших нефтяных телодвижений в Арктике вообще. Вообще — в том смысле, что вообще с углеводородами надо завязывать, тем более дорогими.
Чего тут больше — настоящей борьбы подходов или взаимной игры «в одно касание» внутри Демократической партии перед предстоящим уходом Обамы и вероятным выдвижением Клинтон в президентские кандидаты от демократов, сказать сразу трудно. Но интрига есть.
Нефть и газ Арктики никуда не денутся, но что их, по крайней мере, на время оставят в покое, все больше становится ясным. Инвестиции будут и дальше уходить.