Откуда бюджет возьмет деньги в кризис?
На совещании с правительством Путин заявил, что повышения налогов не будет, однако у экспортеров нужно отобрать девальвационные доходы. При этом вопрос о повышении пенсионного возраста даже не обсуждался
Читать на полной версииБюджетные споры: власти пока не пришли к единому мнению. Накануне президент провел совещание с правительством, оно было закрытым. Однако Кремль распространил вступительные слова главы государства. Судя по речи Владимира Путина, по ключевым вопросам решения пока нет. Речь идет о пенсиях и налогах для нефтяников. Как наполнить казну, не порезав социальные выплаты и не слишком ущемив экспортеров?
Что происходило несколько часов за закрытыми дверями в Ново-Огарево, неизвестно. Для СМИ доступны только первые 10 минут совещания. Владимир Путин комментирует ключевой вопрос — предложение Минфина забрать у нефтяников девальвационные доходы, получить сотни миллиардов рублей и отказаться от непопулярных мер. Глава государства просит правительство проработать тему, но отмечает, что делать это нужно очень осторожно. И напоминает: бизнесу обещали налоги не поднимать. То есть не говорит, ни да, ни нет.
Константин Симоновруководитель Фонда национальной энергобезопасности«И ты прав, и ты прав, и ты тоже права, как в известном анекдоте. С одной стороны говорится, что налоговая нагрузка на бизнес расти не должна, а с другой стороны говорится, что, тем не менее, надо девальвационные доходы экспортеров забрать. Чего-то я ничего не могу понять. Как она может не расти, если вы собираетесь получать дополнительно 500-600 млрд рублей изъятия? Это что, не увеличение налоговой нагрузки? Как это понимать? И Путин опять отложил решение этого вопроса, потому что он сказал и за позицию Минфина, и против. А что делать в этой ситуации, абсолютно не ясно».
Вопрос почти философский. Экспортеры выиграли от девальвации. У «Газпрома» прибыль по курсовым разницам за первое полугодие — 85 миллиардов рублей. У «Роснефти» по итогам шести месяцев свободный денежный поток вырос в полтора раза, до 340 миллиардов рублей. Должны ли госкорпорации делиться дополнительными доходами с бюджетом в непростое для страны время? Минфин считает, что да. У компаний иная точка зрения. Отдать деньги в казну — значит, отказаться от вложений в добычу. А если она упадет, то не спасет даже рост нефтяных цен. Впрочем, с инвестициями может помочь государство, предполагает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
Василий Колташовруководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений«Будут убиты два зайца. С одной стороны будет создана видимость того, что те, кто сыто и хорошо жили в период экономического роста высоких сырьевых цен, платят и поддерживают бюджет. С другой стороны, правительство будет говорить: смотрите, мы реализуем инвестиционные проекты, мы оказываем поддержку российской экономике в целом. То есть здесь будет определенная спекуляция. Я боюсь только, что эффекта для экономики эта спекуляция никакого не даст».
После совещания с журналистами пообщался министр финансов Антон Силуанов. Он сообщил, что повышение налога на добычу полезных ископаемых обсуждается. Минэнерго против. Глава «Роснефти» Игорь Сечин, присутствовавший на совещании, тоже, сообщило РБК. По сокращению индексации пенсий окончательного решения нет, сказал Силуанов, а повышение пенсионного возраста на совещании даже не обсуждалось. При этом дефицит бюджета в следующем году должен быть не больше 3% ВВП — этого потребовал президент. В голову приходит такой вариант: пенсии не трогать, налоги экспортерам все-таки повысить, но параллельно дать им средства из Фонда национального благосостояния, то есть из пенсионного запаса. Год протянуть можно.