Поставки арбузов из Белоруссии в Россию выросли в 7 раз, а в денежном выражении — в 3,5 раза. Как сообщают белорусские СМИ, за первые полгода этих бахчевых было завезено из братской республики на 10 тонн больше, чем за весь прошлый год.

Кроме того, Белоруссия на 150% нарастила объем поставок в Россию киви, хотя этот фрукт в стране не растет. Это российский бизнес, в котором Белоруссия с удовольствием посредничает, считает президент минского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук:

Ярослав Романчукпрезидент минского Научно-исследовательского центра Мизеса«Схемы, которые организуются через Беларусь, организуют на 90% российские оптовики. Они находят белорусские компании, которые могут делать переоформление документов, как правило, и сербские, боснийские товары продовольственные попадают в Белоруссию, а потом становятся магическим образом белорусскими. И поскольку там норма прибыли достаточно высокая, в эту норму вложен сам факт, например, ареста или конфискации каждой 20-й фуры. Так оно идет, развивается, а Лукашенко говорит: ну, мы же тут перерабатываем! Как можно киви переработать, например, чтобы он сменял код в таможенной номенклатуре, для меня это большой секрет. Но поскольку это не белорусы делают, а просто белорусы оказывают услуги, то это уже вопрос к российским оптовикам и российским таможенникам, которые что-то пропускают, а что-то задерживают. Конечно, выгодно. Любые услуги стоят денег. Какие-то определенные деньги остаются, товары остаются, связи нарабатываются. Поэтому копейка перепадает белорусам, но опять-таки львиная доля того, что зарабатывают на этих схемах, попадает к российским структурам. Ну, они еще пользуются тем, что из уст Кремля часто звучит: это как раз белорусы задумали такой способ обхитрить экономический союз».

Российский эксперт Высшей школы экономики Дмитрий Болкунец считает, что поставки фруктов и арбузов — лишнее доказательство того, что белорусские компании научились зарабатывать на российском продовольственном эмбарго, да и не только белорусские.

Дмитрий Болкунецэксперт Высшей школы экономики«В прошлом году случилась забавная история по некоторым товарным позициям. Например, товар поставлялся якобы в Казахстан — груши, яблоки. Вот экспорт груш за 2014 год в Казахстан и Белоруссию вырос в 572 раза, то есть казахи если бы съели столько груш, им пришлось бы идти потом в аптеки вероятно. Они эти груши не увидели, потому что груши остались в Российской Федерации. Они просто по таможенным накладным ехали в Казахстан, но до Казахстана не доехали, как и яблоки. И это явилось одной из причин, почему Россия пошла на жесткие меры по уничтожению контрафактной продукции, потому что, несмотря на такое эмбарго, мы видим на российских прилавках все те же продукты, которые и были. И, конечно, основным каналом поставки является белорусская сторона. Беларусь, конечно, имеет на этом определенный доход, и более чем уверен, что белорусские власти причастны. Конечно, Россия про это знает. И недаром, что Дмитрий Анатольевич Медведев даже пошутил недавно, когда в Гродно был. Он сказал, что он так и не попробовал белорусские оливки — не угостили. Я думаю, что арбузы тоже откуда-то приехали».

В то же время замруководителя Росстата Константин Лайкам заявил, что увеличение поставок из Беларуси произошло на фоне общего падения импорта продовольственных товаров. Поставки свежего мяса снизились на 12% по сравнению с прошлым годом. При этом доля Белоруссии в структуре поставок выросла с 70% до 90%. Импорт белорусских сыров в Россию вырос больше, чем на треть. Их доля достигла 75%. Поставки сыров из ЕС сократились в 14 раз — до 10%.