Верховная рада проголосовала за принятие законопроекта, необходимого для реструктуризации внешнего государственного долга. После голосования спикер Верховной Рады Владимир Гройсман заявил: «Если кто-то знает в этом зале, как реструктуризировать долги лучше, я подпишу командировки, чтобы поехали и договорились». Украинский премьер Арсений Яценюк ранее объявил депутатам, что непринятие законопроекта будет фактически означать дефолт. Он также отметил, что сделка одобрена всем мировым сообществом, кроме Российской Федерации.

Главные условия такие: кредиторы согласились списать 20% украинского долга из общей суммы в более чем 18 млрд долларов. Выплату оставшейся задолженности отложили до 2019 года. Украина начнет выпуск новых финансовых инструментов — государственных деривативов, которые должны быть выданы держателям украинских еврооблигаций. Размер платежей по ним будет зависеть от того, как будет развиваться экономика Украины. Насколько это выгодно Украине и кредиторам?

Станислав Дубкогендиректор «Украинского кредитно-рейтингового агентства»«Условия, которые Украина предложила кредиторам по дополнительным финансовым инструментам, существенно отличаются от того, что было когда-либо раньше. Действительно, речь идет о том, что кредиторы, которые списывают сейчас 20% долга, получают возможность в период с 2021 по 2040 год поучаствовать в прибылях от работы экономики Украины и получить определенный процент от роста ВВП. Если рост украинской экономики будет выше 4% в год, то сумма вознаграждения увеличивается. Критика этой договоренности некоторыми специалистами связана с тем, что компенсация кредиторам может оказаться все-таки несоразмерно большей, чем та сумма, которую кредиторы сейчас вписывают, даже если привести стоимость денег к настоящему моменту времени, то есть дисконтировать эти деньги, которые будут получены в будущем. Тем не менее, естественно, никто сейчас не в состоянии сказать, сколько реально получат инвесторы. При слабом развитии украинской экономики они действительно могут ничего не получить, но вполне вероятно, что за этот длительный период времени — за 25 лет — все-таки будут периоды, когда украинская экономика, которая находится в достаточно плохом состоянии, нащупав какой-то правильный экономический курс, сможет расти на 5-7% в какие-то отдельные годы, может быть, даже выше. Тогда инвесторы получат какую-то существенную сумму, которая вполне может перекрыть их сегодняшние потери».

Для России Киев предоставлять лучшие условия не собирается. Украинский премьер Арсений Яценюк заявил, что Москва должна принять общие условия реструктуризации долга в 3 млрд долларов и списать его часть. Ранее глава российского Минфина Антон Силуанов отмечал, что Россия не намерена присоединяться к решению клуба украинских кредиторов и не станет списывать часть кредита. Не лучше ли было согласиться на условия Киева, рискуя в противном случае не получить ничего?

Дмитрий Полевойглавный экономист ING по России и СНГ«С экономической точки зрения, очевидно, такой риск есть. То есть, в принципе, этот вопрос рассматривался кредиторами, это и послужило причиной того, что кредиторы Украины договорились. Однако в случае с Россией вопрос всегда был скорее политический, а не экономический, поэтому Россия последовательно давала понимать, что она ждет полного погашения долга, независимо от исходов переговоров по реструктуризации. И более того, есть аргументы, связанные с тем, что долг России финансировался из Фонда нацблагосостояния, что условия долга были не рыночные, и более того, Россия не требовала досрочного погашения облигаций в начале этого года, когда Украина нарушила ковенанту, связанную с объемом долга к ВВП. Поэтому в данной ситуации позиция России понятна, очевидно, что определенный торг в отношении украинского кризиса сохраняется и облигации России — это один из инструментов этого торга, и поэтому здесь нужно все-таки ждать либо вердикта относительно того, как классифицировать эти облигации, либо решения украинских властей. Но здесь, скорее вопрос уже нужно переадресовать к юристам: какие юридические последствия, какие юридические шаги сможет Россия предпринять, какие юридические последствия это будет иметь для держателей остальных облигаций, с точки зрения того, как это классифицировать. Будет ли это квалифицировано как дефолт, либо как-то иначе. То есть некоторая неопределенность здесь остается».

Украина заняла у России 3 миллиарда долларов почти два года назад, еще при Викторе Януковиче. Позже Киев не раз заявлял, что может отказаться от этого долга. Был спор, считать ли этот займ государственным, если да, то по условиям МВФ его нужно отдавать. В итоге Международный валютный фонд согласился с тем, что этот долг является суверенным. Украина должна погасить его в декабре.