Юрлицам не оставили шанса на ошибку с выбором банка
Аннулирование лицензий ЦБ выявило еще одно «слабое место» российской банковской системы. Помимо самого банка, банкротство может постигнуть и его клиентов — юридических лиц. Почему так происходит, разбиралась Business FM
Читать на полной версииВТБ24 станет банком-агентом для выплаты страхового возмещения вкладчикам банка «Адмиралтейский». Эта организация потеряла лицензию неделю назад. За день до этого в банке прошли обыски, а около сотни вкладчиков штурмовали офис в надежде вернуть свои деньги. Все они представляли юридических лиц, на которых не распространяется страховка АСВ, и закрытие банка для них означает серьезные проблемы. Что теряет бизнес после отзыва лицензии у банка, и есть ли у предпринимателей возможность вернуть потерянное?
Самый короткий ответ на вопрос, что делать бизнесу после краха банка, звучит так: «мысленно попрощаться с деньгами». В прошлом году ЦБ отозвал 94 лицензии, в этом 68. Неделю назад регулятор закрыл сразу три организации: «Профит банк», «Смолевич» и банк «Адмиралтейский». Последний лишился лицензии после обыска и выемки документов: пока внутри работала ФСБ, снаружи около ста человек пытались спасти деньги. Это были представители юрлиц: они перекрывали дорогу, штурмовали двери, и ничего не спасли. В середине августа лицензию потерял «Пробизнесбанк». На его счетах хранили средства полтысячи организаций и компаний. Как их владельцы в один день превратились в должников, рассказывает бывший клиент банка гендиректор ООО «Профоборудование» Александр Колупаев.
Александр Колупаевбывший клиент банка гендиректор ООО «Профоборудование»«Мы — одна из наиболее сильно пострадавших компаний. Относим себя к этому числу, так как у нас все оборотные средства находились именно на расчетных счетах. В канун мы как раз получили предоплату от наших контрагентов, чтобы в дальнейшем мы могли деньги перевести на дальнейшую закупку по другому поставщику. Мы в этой сделке являлись посредниками, зарабатывая 5%, попали в долги сразу трем компаниям на 300%».
И этот случай — еще не самый тяжелый. Если на расчетном счету предпринимателя стояла блокировка, к примеру, из-за не заплаченного штрафа, ему не откроют счет в другом банке. Пока не погасит долги. Сделать это можно с расчетного счета, но, если банк лишили лицензии, операцию провести невозможно. Круг замкнулся. И что делать бизнесмену, не знает никто. Объявлять банкротство — в этом случае меньшее зло. Но даже если блокировки не было: после отзыва лицензии юрлица становятся кредиторами банка. Могут вернуть часть своих средств. Не сразу — года через полтора. Но от финансовых обязательств на это время компанию никто не освобождает.
Нерсесбывший клиент «Пробизнесбанка»«На счету был миллион рублей, мне в налоговой насчитали 18% НДС и 13% подоходный налог с этой суммы, то есть получается 34%. Если этот миллион рублей потерялся в «Пробизнесбанке», мне вернут после процедуры или во время процедуры банкротства 20%, то есть 200 тысяч, то они автоматом спишутся в налоговую, а я останусь должен и налоговой, и контрагентам. Получается мне проще объявить себя банкротом: распустить людей, закрыть фирму и сказать контрагентам: «Извините, у нас такой надзор ЦБ».
Юридические лица — кредиторы третьей очереди. После банкротства банка его активы идут на продажу. Это тонкая процедура. С одной стороны, все надо продать быстро, с другой — дорого. Не у всех конкурсных управляющих это получается. Особенно в кризис, особенно если речь идет о неликвидных активах. И хорошо, когда после отзыва лицензии есть что продавать, обычно банк подходит к закрытию «голым». Вырученные средства делятся между всеми кредиторами банка: первая доля — вкладчикам, чтобы перекрыть сумму, которую не погасило по страховке АСВ. За ними — индивидуальные предприниматели. И только в третью очередь — юрлица. Сколько им удается вернуть? Точных данных на этот счет нет. Обычно около 30%, говорит президент Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков.
Анатолий Аксаковпрезидент Ассоциации региональных банков «Россия»«По моей информации, примерно 30% возвращают из конкурсной массы юридическим лицам, но все-таки по-разному: где-то вообще могут ничего не получить, а где-то получить 50%. Ситуация не очень хороша, с точки зрения макроэкономической, поскольку сейчас кризис и, соответственно, активы продаются либо с большим дисконтом, то есть если их быстрее продавать, то очевидно нужно устанавливать большой дисконт в цене, либо они будут продаваться очень долго, и это тоже влияет на расчеты с кредиторами».
Как бизнесу защитить себя от неприятностей с банком? Пока способ только один: не ошибиться с выбором, советует председатель комитета по экономике «Опоры России» Алексей Каневский.
Алексей Каневскийпредседатель комитета по экономике «Опоры России»«Положа руку на сердце, бизнес понимает, в каком кредитном учреждении он работает, и давно люди, мыслящие на долгую перспективу, старались свою активность проявлять в банках более или менее понятных, крепких и крупных. Особенно такие перетоки случались в начале прошлого года: живые организации, которые пользуются стандартным набором кредитных ресурсов, в этом случае не пострадали, потому что страдают банки, которые годами ведут так называемую серую финансовую политику, и это заемщику известно».
В то же время менее крупные (и не совсем надежные банки), в отличие от гигантов, предлагают бизнесу привлекательные условия по обслуживанию расчетных счетов. Постоянным клиентам могут помочь с кредитом. Возможность хранить оборотные средства сразу в нескольких банках у мелкого и среднего бизнеса бывает не всегда — экономят. Бывает и по-другому, как в случае с «Пробизнесбанком»: организация была крупной, излучала надежность, сама участвовала в санации прогоревших банков и предлагала привлекательные тарифы. Выбор для полутысячи компаний очевидный. И как все закончилось? Плохо. А значит, все-таки проблема не в бизнесменах.