Агентство по страхованию вкладов определило инвесторов для двух банков группы «Лайф» — Газэнергобанка и «Экспресс-Волги». Об этом сообщил источник «Ведомостей», знакомый с результатами конкурса Агентства по страхованию вкладов. «Экспресс-Волга» может достаться Совкомбанку, Газэнергобанк — свердловскому СКБ-банку. Между тем отзыв лицензии у банка «Адмиралтейский» и Пробизнесбанка может привести к банкротству десятка компаний. Обе эти организации держали на счетах деньги сотни российских фирм. Смогут ли они получить назад свои деньги?

Сообщение об отзыве лицензии у банка для рядового вкладчика банка — вещь неприятная, но поправимая. Для компании же это катастрофа. Сколько бизнесменов пострадали от санации банковской системы, точно неизвестно. С приходом в ЦБ Эльвиры Набиуллиной два года назад кредитные организации начали лишать лицензий раз в месяц точно, обычно чаще. Только на прошлой неделе с рынка ушел банк «Адмиралтейский». У его офиса в последний день работы собрались около 100 человек. Это были представители юрлиц, которые пытались спасти деньги: перекрывали дорогу и штурмовали двери организации. В Пробизнесбанке, у которого отозвали лицензию в середине августа, компании хранили около 21 миллиарда рублей. Чем обернулось его закрытие для бизнеса, рассказывает бывший клиент банка Александр Колупаев.

Александр Колупаевгендиректор ООО «Профоборудование»«Мы — одна из наиболее сильно пострадавших компаний. Относим себя к этому числу, так как у нас все оборотные средства находились именно на расчетных счетах. В канун мы как раз получили предоплату от наших контрагентов, чтобы в дальнейшем мы могли деньги перевести на дальнейшую закупку по другому поставщику. Мы в этой сделке являлись посредниками, зарабатывая 5%, попали в долги сразу трем компаниям на 300%».

Юридические лица — кредиторы третьей очереди. После банкротства первыми деньги получают рядовые вкладчики: им выплачивают то, что не было покрытой страховкой АСВ. Вслед за ними идут индивидуальные предприниматели. Как правило, на этой стадии деньги заканчиваются, и компании остаются ни с чем.

Алексей Каневскийпредседатель комитета «Опоры России» по экономике«Положа руку на сердце, бизнес понимает, в каком кредитном учреждении он работает, и давно люди, мыслящие на долгую перспективу, старались свою активность проявлять в банках более или менее понятных, крепких и крупных. Особенно такие перетоки случались в начале прошлого года: живые организации, которые пользуются стандартным набором кредитных ресурсов, в этом случае не пострадали, потому что страдают банки, которые годами ведут так называемую серую финансовую политику, и это заемщику известно».

В то же время менее крупные (и не совсем надежные банки), в отличие от гигантов, предлагают бизнесу привлекательные условия по обслуживанию расчетных счетов. Постоянным клиентам могут помочь с кредитом. Возможность хранить оборотные средства сразу в нескольких банках у мелкого и среднего бизнеса бывает не всегда. Поэтому приходится экономить и складывать яйца в одну корзину, а в случае отзыва лицензии — терять все: как правило, компания, у которой на счетах зависли все деньги, вслед за банком заканчивает банкротством.