Дискуссия Алексея Кудрина и Александра Мамута под открытым небом прошла в знаковом для московской публики институте «Стрелка» в центре Москвы. Зрителей было немало. Не берусь точно оценивать количество, но пришли сотни людей, в основном, конечно, молодых.

Посетили дискуссию и известные персоны — экономист Евгений Гонтмахер, режиссер Юлий Гусман, глава финансового холдинга «Открытие» Рубен Аганбегян. Последнего окружили фотографы, топ-менеджер поспешил отойти, пробормотав, что не он сегодня ньюсмейкер.

Те, к кому было приковано основное внимание — Алексей Кудрин и Александр Мамут — полтора часа рассуждали об инвестициях в человеческий капитал. Бизнесмен Мамут, отвечая на личный вопрос, рассказал, что в его человеческий капитал вложились Родина и семья. Для Родины это была портфельная инвестиция, для семьи — прямая. А позже изложил мысли более масштабного характера:

«Есть, например, понятный сложный финансовый инструмент — государственный бюджет. Государственный бюджет — это инструмент, который должен преследовать какую-то цель. У бюджета должна быть четкая понятная цель, Алексей Леонидович знает про это больше нас всех вместе взятых. Мне вот так романтически кажется, что цель должна быть одна, всегда хочется выбрать ту, которая повкусней, а нужно выбрать ту, которая понужней. Вот нужная цель — это производство качественных людей».

Предприниматель сразу оговорился — человеческий капитал, производство качественных людей, может, звучит утилитарно, но имеется в виду раскрытие потенциала человека.

Большую часть времени экс-министр и бизнесмен посвятили рассуждениям о развитии образования и науки. Алексей Кудрин, уже не в первый раз публично рассказал, что в России основные инвестиции в инновации делает государство, тратя 3% ВВП, в то время как на Западе эти обязательства берет на себя бизнес. А затем, что тоже не раз звучало в его выступлениях, заговорил о стратегии 2020:

«Давление на нас советского прошлого мы еще недооцениваем. Нам казалось, что мы можем взять сейчас и прописать стратегию, и шаг за шагом ее исполнять. Оказалось, что на этом пути — целый ряд рисков, отсутствие институтов, опять борьба за власть, опять борьба за деньги, за интересы. Нефть свою лепту вносит в торможение. Большая группа ученых писала программу 2020. Они написали ее в 2011 году, она осталась под сукном. Сейчас, я слышал, правительство начинает работать над программой 2030. На первом же обсуждении они выясняли: а под кого мы пишем, под какие цели, кто пойдет на следующие президентские выборы, тогда какой заказ»?

Что же касается дискуссии, полемики — то этого практически не было. Ораторы в основном соглашались друг с другом, дополняли. Может быть, тема не слишком подходящая для дебатов: разве у кого-то есть сомнения, что необходимо вкладываться в человеческий капитал?

Не отличались оригинальностью вопросы от зрителей. Мне запомнился такой: «может быть пора концентрироваться не на любви к Родине, а на любви к планете»? На что Александр Мамут ответил, что любовь — это такая вещь, которую объяснить трудно. И примерно на этом моменте пошел холодный осенний дождь, добавив мероприятию еще немного лирики.