Угрожает ли мятеж власти Рахмона?
По словам президента Таджикистана, операция по нейтрализации антиправительственной вооруженной группировки близка к завершению
Читать на полной версииОперация по нейтрализации в Таджикистане антиправительственной вооруженной группировки завершится в ближайшие дни. Об этом заявил президент Эмомали Рахмон
Речь идет об операции по поимке замминистра обороны страны генерала Абдулхалима Мирзо Назарзода. Она идет в Ромитском ущелье в 50 км на восток от столицы Душанбе. Накануне утром в городе Вахдат в 20 километрах юго-восточнее Душанбе генерал и ряд его сторонников совершили нападение на городской отдел милиции. Причины этого неясны.
Во время гражданской войны генерал Назарзода сражался на стороне антиправительственной оппозиции. Но с тех пор прошло очень много времени, и ничто не заставляло подумать, что такое возможно. Вообще мало кто понимает, что происходит, говорит таджикский политолог Парвиз Мулладжанов.
Парвиз Мулладжановруководитель общественного комитета по демократическим процессам Таджикистана«Он был не очень известен во время гражданской войны, хотя находился среди ведущих командиров. Однако он не был на первом плане. Вырос в Душанбе, был первым командиром 25-го батальона, служил верно государству, правительству. Его не замечали в связях с исламистами. Он проходил подготовку в России, а каждого туда не посылают. Если его отправили, значит, он был вполне лоялен. Никто, в принципе, не может сказать, что происходит. Данные закрыты. Ни журналисты, ни эксперты не имеют доступа к этой информации. Все, что идет от правоохранительных органов, социальных органов очень противоречиво. Сначала говорят, что определенное количество людей было убито, потом оказывается, что их в два раза больше. Из тех людей, кого перечисляли, никого особо не знают, они особо не мелькали».
В последнее время правительство стало вести себя значительно жестче в отношении Партии исламского возрождения Таджикистана, которая в 90-е годы была основным ядром Объединенной таджикской оппозиции. Возможно, отсюда и противодействие. Однако мятеж вряд ли представляет серьезную угрозу таджикской власти, говорит руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков.
Михаил Нейжмаковруководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений«Главный вопрос, который сейчас встает перед наблюдателями любыми, внешними или внутренними, насколько мятеж может угрожать власти Эмомали Рахмона и насколько сильно он может дестабилизировать ситуацию в республике, поскольку именно о возможности внутренней дестабилизации говорили не так давно Рахмон и Путин во время телефонного разговора. На самом деле, если мы видим такой достаточно спонтанный мятеж, устроенный силами, насколько это известно из открытых источников, примерно 135 бойцов, видимо, сами организаторы мятежа не очень уверены в данный момент в своих силах и возможности противостоять силовым структурам, верным Рахмону в каких-то достаточно значительных масштабах. Причем это не первый разлад между таджикскими властями и бывшими участниками оппозиции».
Выступая в субботу перед жителями города Вахдат, Эмомали Рахмон выразил озабоченность вовлечением части молодежи в террористические группировки, в том числе «Исламское государство», однако прямо о том, что мятежный генерал связан с исламистами, не сказал. По последним данным МВД Таджикистана, в ходе столкновений убиты 13 боевиков, а больше 35 задержаны. Погибли также 9 сотрудников правоохранительных органов.