Русские недооценивают роль Дальневосточного региона, а для Японии и Китая Владивосток — это Гонконг XXI века. Условия и стратегии привлечения российских и международных инвесторов, приоритетные задачи и итоги первого Восточного экономического форума обсудили президент Strategy Partners Group Александр Идрисов и главный редактор Business FM Илья Копелевич.
Александр Борисович, прошла глобальная презентация новой экономической зоны. Политики на Дальнем Востоке. Можно смело называть ее дальневосточным НЭПом. На первый взгляд, кажется, что мы копируем китайский опыт, создаем отдельные экономические зоны, особые экономические и административные режимы. Во-первых, так ли это? Действительно ли мы создаем такую конкурентно-способную среду как для российского, так и для международного инвестора?
Александр Идрисов: Действительно произошло революционное событие, на мой взгляд. Те условия, которые сейчас сформированы за счет нового законодательства, механизмов, институтов на Дальнем Востоке — следствие работы правительства. В результате почти двух лет работы получился довольно стройный и полноценный набор механизмов. По крайней мере, я могу сказать о реакции инвесторов, она чрезвычайно положительная, то есть никто никогда ни на одной территории ничего подобного на территории России не создавал. То, что сегодня заявляется, безусловно, это еще потребуется все обкатывать. Практика покажет какие-то свои недостатки. Наверняка, будут какие-то сложности. Но то, что шаг в этом направлении сделан, это стопроцентно сегодня отличает Дальний Восток от других регионов. Я надеюсь, что такая практика тоже будет распространена на другие регионы. И если говорить об опыте, чей этот опыт. Во-первых, это, безусловно, не только китайский опыт. Это опыт даже не только Юго-Восточной Азии. Чем отличался подход работы на Дальнем Востоке, насколько мне известно, то впервые была поставлена очень точная, понятная цель - мы должны создать такой режим, который будет способен конкурировать с нашими соседями, а наши соседи - это Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Япония, Китай. И представьте себе, как с ними конкурировать. Нужно создать такие условия, которые позволят инвесторам, делая свой выбор по размещениям какого-то производства по какой-то причине взять и разместить его в России.
Мы же привыкли, что у нас огромное количество земли, природных ресурсов, которых как раз нет в этих соседних странах, так что мы к этому привыкли, что нам и не нужно ничего создавать. Такой был наш традиционный подход.
Александр Идрисов: Я вчера разговаривал с президентом Sony, он по нашему приглашению был на форуме. Мы довольно детально обсуждали тему развития Дальнего Востока, потому что мы выиграли конкурс на разработку развития стратегии Дальнего Востока, и для нас это сегодня приоритетный проект, и мы смотрим на него с разных сторон и пытаемся рассуждать с экспертами. Удивительная точка зрения этого человека, который опытен в своей сфере. Он говорит, что русские недооценивают роль Дальнего Востока, узко рассматривая эту территорию как сырьевое дополнение к существующим регионам вокруг. Он считает, что это Гонконг XXI века. Если бы мы рассматривали, ставили бы перед собой такие амбиции, стать Гонконгом XXI века, стать драйвером роста Японии, Кореи и Северных территорий Китая, то вы бы по-другому воспринимали стратегию Дальнего Востока. Мне очень понравился этот взгляд.
За счет чего? У нас населения мало.
Александр Идрисов: Когда, условно говоря, Калифорния была одним из неразвитых штатов, а сегодня это Силиконовая долина. Понятно, что это все долгосрочные горизонты. Но эта территория потеряла привлекательность для своих жителей, а тем более для людей, которые могли бы сюда приехать жить. Последние 20 лет ей не уделялось внимание. Сейчас, на мой взгляд, стоит сверхзадача интегрировать Дальний Восток в Россию. И то, что сейчас происходит, это происходит именно это. Недавно один из участников форума с российской стороны интересную мысль высказал. Он впервые приехал на Дальний Восток и сказал, что, возможно, одна из главных задач этого форума - это привезти нас, россиян, и показать, что есть еще такая часть России, о которой мы еще ничего не знаем. Немногие здесь были, никогда особого интереса он не вызывал. Сегодня этот интерес всколыхнули сегодня. Поэтому это длинная дорога, и важно на этой дороге видеть амбициозные цели. Будут сюда ехать люди жить, если будут здесь создавать возможности, рабочие места, будет оживать территория, поэтому идея главы Sony имеет под собой основания.
Если оценить уже реальные инвестиционные проекты, контракты, которые на данный момент возникли, как их ранжировать?
Александр Идрисов: Неправильно оценивать их только с точки зрения инвестиции, с точки зрения структурных реформ. В действительности произошло много интересного. Эти территории опережающего развития различны абсолютно. Допустим, на Камчатке создана территория опережающего развития, которая будет заниматься туризмом, она специализирована. Камчатка представляет из себя уникальный природный комплекс, который, безусловно, может быть развит и может быть привлекательным для туристов, но там нет соответствующей инфраструктуры, нет в действительности и мировой позиции на рынке, как, например, у Аляски. Камчатка — пример того, что будет привлекать туристов. Создание инфраструктуры, концентрация усилий на привлечение инвестиций в эту территорию изменит ситуацию. Посмотрите на Хабаровск. В Хабаровске создается зона промышленная. И в Комсомольске-на-Амуре соответственно. И на сегодняшний день там уже есть инвесторы промышленные. Там нарастает поток промышленных инвесторов. Есть запрос на создание зоны китайской, и пока трудно говорить о политическом решении с российской стороны, но я могу вам сказать, что в последние годы произошли изменения в части политики привлечения инвесторов. Я могу уверенно сказать, что мы придем к этому, но нам, возможно, как всегда, потребуется время, чтобы лишить себя каких-то стереотипов.
Я вижу, вы занимаетесь новой экономической политикой на Дальнем Востоке. Форум — знаковая точка в этом процессе. Как бы вы его оценили?
Александр Идрисов: Я понимаю, что там были технические проблемы. Я бы не хотел бросать камень в огород. Мы тоже пережили тяжелый стресс с этими техническими проблемами, потому что там ведущие гости получили отказы за сутки до прилета. Кто-то прилетел сюда, но не смог подтвердить приглашение. Действительно был большой наплыв желающих. Но, насколько я знаю, произошел какой-то сбой с сервером, поэтому там началась неразбериха вот с этими данными, поэтому какую-то базу потеряли. А когда восстановили и увидели, оказалось значительно больше людей, чем хотели пригласить. Но я сейчас говорю не для того, чтобы защитить, заступиться за них. Я считаю, что это недопустимые вещи для такого мероприятия. В следующий раз нужно делать это аккуратнее. Но, с другой стороны, я вчера разговаривал с японскими инвесторами и был поражен, насколько они позитивно отозвались о результатах форума. Они сказали, что вначале были очень обеспокоены бардаком, который происходил, но были поражены содержательными дискуссиями, возможно, лучшим выступлением министра, которое мы видели вообще со стороны России, настолько правильно был выбран фон и фокус этого выступления и настолько четко были донесены конкретные приоритеты и ожидания правительства РФ. И очень важный момент, который вы затронули. И это ведь даже не только налоговые преференции, не только специальные условия для пребывания инвесторов. Создан фонд, который берет на себя риски вместе с инвесторами частично, то есть соинвестирует в акционерный капитал. Созданы механизмы одного окна. Они, безусловно, будут отрабатываться. Будут сбои какие-то, но это очень важное намерение, когда заявляется, что с этого момента инвесторы могут прийти к нам в министерство, в одно окно, через тот же фонд и могут получить полную поддержку. Это очень важно. созданы механизмы защиты прав. Поэтому этот форум был важен, потому что нужно было представить это инвесторам. Нужно было сказать, что мы готовы.